Слово стигматизация происходит от греческого stygma, что означает «клеймо», «пятно». С древних времен такие «метки» ставили на тех, кто подлежал изгнанию из общества. Если у истоков цивилизации «клейменые» подвергались буквально физическому истреблению, то с развитием человечества практика стигматизации ушла, но сам феномен остался в сознании людей.

Так, в наше время стигматизации — жестокому эмоциональному отвержению и разным формам дискриминации — подвергаются люди с диагнозом психической болезни. В силу сложившихся в обществе стереотипов, непросвещенности, граничащей с откровенным невежеством, психические заболевания воспринимаются как постыдные. Уже канули в Лету те режимы, которые в свои политические игрища втягивали психиатрию, уже выросло не одно поколение нового времени, а мифический страх в сознании людей перед психиатром сохраняется. Казалось бы, достижения современной психиатрии очевидны: об эффективности лечения свидетельствуют многочисленные факты. Постановка диагноза в современной психиатрии строится на объективных данных обследования пациента, что практически исключает возможность ошибок. Терапия проводится в строгом соответствии с существующими нормативами, на основе апробированных технологий и направлена исключительно на то, чтобы вернуть пациенту здоровье, а вместе с ним и радость жизни ему и его близким. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, как пациент или его родные – жены, мужья, родители — избегают визита к психиатру. Одной из причин такого поведения является аутостигматизация, которая порождает у заболевшего чувство стыда и вины, стремление скрыть свои симптомы. Реальность возможной дискриминации является серьезным стимулом для того, чтобы скрывать расстройства психического здоровья. Он всячески избегает обращения к специалисту, отгораживается от всех и, как следствие, лишается возможной поддержки — терапевтической, семейной, социальной. Упускается тот самый шанс, когда при своевременном визите к психиатру, при правильном лечении можно было бы добиться не просто положительного результата, обеспечивающего пациенту сносное существование, а гарантировать ему достаточно комфортную, а часто полноценную жизнь.

Та же стигматизация дает о себе знать и тогда, когда терапевтическое лечение пациента завершено и ему предстоит адаптация в обществе, где он сталкивается с рядом дискриминационных мер:

  • Увольнение с работы без шансов дальнейшего трудоустройства.
  • Презрительное отношение со стороны окружающих – не только посторонних людей, но даже родственников, которые избегают встреч и всяких контактов с пациентом (вплоть до полной изоляции), ссылаясь на испытываемый в его присутствии страх или дискомфорт.
  • Лишение родительских прав – часто мошенническим путем, с грубым нарушением юридических норм.
  • Исключение возможности общения и встреч с собственным ребенком, аргументируя это тем, что даже после лечения опасны контакты с пациентом, так как «он сумасшедший».
  • Трудности в построении отношений (это касается в особенности молодых людей и подростков) со сверстниками, с партнерами, с родителями.

Таким образом, пациенту, которому и так пришлось нелегко на пути к своему выздоровлению, вновь становится невмоготу. Его, нуждающегося в поддержке и внимании, общество принудительно отрешает от себя, а значит, лишает человека права на дальнейшее восстановление, на достойную жизнь.

Статистика свидетельствует, что во всем мире число психических заболеваний – в особенности депрессий, неврозов, тревожных расстройств – неуклонно растет.

Кто знает, не постучится ли эта беда и в ваш дом?
Неужели, только ощутив на себе черствость и жестокость окружающего мира, мы способны испытать запоздалое чувство раскаяния?
Будет ли у нас шанс как-то улучшить ситуацию?

Нам представляется, что необходимо действовать незамедлительно. Мы должны решать не только экономические, политические вопросы, но и проблемы нравственной культуры общества — восстанавливать значимость таких человеческих качеств, как ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ и воспитывать нравственно здоровую личность надо с раннего возраста, а иначе у нас просто нет будущего.

Следовало бы проводить образовательные программы по проблемам стигматизации на уровне учащихся старших классов и студентов, педагогов и юристов, журналистов. Так, в свое время Почетный Президент «Феникса» Александр Олимпиевич Бухановский практиковал в ходе своих лекций для студентов- журналистов давать слово бывшим своим пациентам, эмоциональные рассказы которых о сложностях встраивания в социум надолго запечатлевались в душах слушателей и заставляли чувствовать себя сопричастными проблемам этих людей.

Сегодня наш Центр имеет опыт сотрудничества с министерством образования в вопросах психиатрии, наркологии: мы осуществляем просветительскую работу с руководящим составом образовательных учреждений, учителями, родителями учащихся.

Холод милосердия есть молчание сердца;
пламя милосердия есть ропот сердца
Аврелий Августин

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе