О нарушениях речи ребенка, требующих обращения к логопеду, рассказывает Оксана Ростиславовна Харитонова— кандидат педагогических наук, врач-логопед с 20 летним стажем.

Харитонова Оксана Ростиславовна

Харитонова
Оксана Ростиславовна

Врач-логопед ЛРНЦ Феникс

Не вдаваясь в детали научных классификаций нарушений речи, обозначу наиболее распространенные проблемы, с которыми встречаются родители детей с нарушениями речи.

Очень распространенная группа детей — дети с задержкой речевого развития: «молчуны».
Родители таких детей порой ждут, когда же их чадо «выговорится», и не обращаются к логопеду.

Еще одна категория детей — дети, по словам родителей, не выговаривающие «буковки», «с кашей во рту».
В норме ребенок должен выговаривать все звуки к четырем — пяти годам, однако логопед обнаружит проблемы с произношением и в раннем возрасте. Зная это, не откладывайте визит к логопеду, ибо логопедическая работа небыстрая и может занимать не один год.

Следующая группа — дети с заиканием.
Чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем больше шансов на успешное преодоление заикания. Родителям, заметившим, что ребенок начал повторять один и тот же звук или слог, чаще в начале слова, надо как можно быстрее обратиться к логопеду и неврологу!

Еще одна группа детей — это дети с комплексными нарушениями, когда нарушения речи сопровождаются задержкой психического развития или поведенческими проблемами самого разного спектра.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом, также нужно обратиться к логопеду: возможно, у ребенка дисграфия или дислексия.

Признаки, по которым родители могут заподозрить наличие проблем в речевом развитии ребенка:

  • Для грудных детей это слабость крика, нарушение сосания и глотания: ребенок захлебывается, молоко вытекает у него из носа или углов рта. Личико у «проблемных» деток часто бывает асимметричным — один уголок рта ниже другого, обвисшие щечки, часто открыт рот.
  • В 2-4 месяца основной признак задержки речевого развития — отсутствие гуления, в 7-9 месяцев — плохо выраженный лепет или его отсутствие.
  • К году становятся заметны нарушения в процессе приема пищи: ребенок не может есть с ложки, кусает ее, поперхивается пищей, срыгивает. Он не жует, а складывает еду за щеку; пускает, не сглатывая, слюни.
  • К двум годам должна насторожить лепетная речь. Ребенок может заменять слова жестами, возгласами.

Еще один признак отклонения от нормы — когда вместо осмысленного общения с окружающими ребенок неосознанно повторяет, «отзеркаливает» слова и жесты взрослых. Слабость или отсутствие реакции ребенка на обращенную к нему речь.

Ребенка, не реагирующего на свое имя, на обращенную к нему речь, не прислушивающегося к речи взрослых и не пытающегося повторять за ними, обязательно обследует логопед, т.к. зачастую именно он помогает обнаружить истинную причину нарушений речевого развития ребенка и правильно организовать работу по их преодолению.

Родителей должны насторожить пропуски, перестановки, замены звуков и слогов в слове, неспособность ребенка выполнить простые движения губами или языком.

Следует обязательно проконсультироваться с логопедом, если малыш по каким-либо причинам наблюдается у невропатолога.
К группе риска относятся также дети родителей с нарушениями речи и дети из двуязычных семей.

Если Ваш малыш запаздывает в речевом развитии, не ждите, обратитесь к логопеду! Задержка развития речи негативно сказывается на развитии ребенка.

Оксана Ростиславовна Харитонова обследует Вашего ребенка, поможет обнаружить причины возникновения речевой патологии и индивидуально для каждого ребёнка выстроить коррекционный маршрут для преодоления его патологии.

Оксана Ростиславовна ответит на возникшие вопросы и на высоком профессиональном уровне проведёт работу по коррекции речевой патологии.