Детский аутизм проявляется в форме безразличия либо эмоциональной холодности к окружающим ребёнка людям. Дети ведут себя однообразно, у них прослеживается приверженность к рутине и боязнь всего нового. Они склонны к стереотипным движениям.

У аутистов выражена недостаточность либо полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Они не стесняются и не боятся посторонних, не знакомых им людей. Весьма чёткие проявления аутизма приходится наблюдать у детей, начиная с двухлетнего возраста. Некоторые симптомы данной аномалии развития видны и раньше. Например, грудные дети не демонстрируют в положенные сроки «комплекс оживления». Контактируя с мамой, папой, бабушкой или няней, они не улыбаются. Замечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств (слуха, зрения).

До трёхлетнего возраста, дети, страдающие аутизмом, могут демонстрировать:

  • сокращения продолжительности и уменьшение глубины сна, а также — его прерывистость;
  • затрудненное засыпание, слишком ранние пробуждения;
  • перепады аппетита и его снижение, а также — избирательность, отсутствие чувства голода;
  • внезапное беспокойство и слёзы без причин.

Некоторые дети с возрастом заметно улучшают коммуникативную функцию речи. Они учатся отвечать на вопросы, у них отмечается спонтанная речь. Однако, довольно долго наблюдается «автономность» речи, вычурность, употребление недетских оборотов, штампов, заимствованных у взрослых.

Случается, детишки задают не совсем обычные, «слишком умные» вопросы («Как жить?»). Меняется характер детских игр. Преобладают односторонние интересы, которые зачастую носят отвлеченный характер. Ребят легко увлечь каким-нибудь занятием или хобби: рисование географических карт или схем движения транспорта, списков или перечней, каталогов, коллекционированием. Такая деятельность отличается особым стремлением к схематизму, регистрированию объектов, явлений, перечислению цифр, названий.