Детей, которые значительно больше времени проводят на природе, может отличать более выраженное чувство самореализации и осмысленного существования (наличие цели). Таковы результаты исследования, выполненного в Мичиганском университете и опубликованного в Journal of the Study of Religion, Nature and Culture (авторы: G. van Wieren, S.R. Kellert). По данным ученых, дети, проводящие от 5 до 10 часов в неделю в общении с природой, сообщают, что они чувствуют духовную связь с Землей, а также считают для себя необходимым защищать ее. »Эти ценности крайне важны для развития и благополучия человека», – говорит van Wieren и продолжает: «Нас удивили полученные результаты. Ранее мы задавали себе вопрос: «Неужели правда, что дети испытывают глубинную связь с природой?» Оказалось, что правда». Исследователи также обнаружили, что родители детей, выражавших наибольшую близость к природе, сами в детстве проводили много времени на природе. И многие из них считают, что общение природой повлияло на выстраивание ими своей жизни. Природа предлагает разнообразие красок, видов и звуков, отсутствие предопределенности, мультисенсорные качества, и, кроме того, она живая. Авторы считают, что приверженность детей технологическим привычкам может навредить человеку. »Это первое поколение, которое в значительной мере »сидит» на технологиях. А что это означает? Современная жизнь оторвала человека от природы, и теперь мы начинаем понимать, что это плохо. Возникает вопрос: Как это повлияет на наших детей, и что мы собираемся с этим делать?».
«Насколько сенсационными, по вашему мнению, являются выводы американских ученых?»- с этим вопросом мы обратились к одному из специалистов ЛРНЦ «ФЕНИКС»- к врачу-психиатру, детскому и подростковому психиатру Овсанне Акоповне Саркисовой. И вот как она комментирует позицию зарубежных коллег:
«Главный тезис статьи зарубежных авторов: «Детей, которые значительно больше времени проводят на природе, может отличать более выраженное чувство самореализации и осмысленного существования» — не отличается особой новизной. Ведь речь идет об абсолютно очевидных и естественных вещах: общение с природой помогает познавать ребенку окружающий мир во всем его многообразии. Никакие гаджеты (этим словом называют всякого рода современные устройства, предназначенные для выполнения определенных задач, ограниченных возможностями заложенной в них программы) не способны дать ребенку полноценного развития. Напротив, они ограничивают формирование и совершенствование его личностных качеств. Проводя часы на пролет у монитора компьютера или в обнимку со смартфоном, ребенок не учится противостоять реальным трудностям, не постигает своих способностей, не приобретает необходимый жизненный опыт, без которого впоследствии невозможна полноценная жизнь. Специалисты нашего центра, заботясь о всестороннем развитии своих маленьких пациентов, вместе с их родителями анализируют прежние отношения с собственным ребенком и учат взрослых исправлять допущенные ими ошибки в общении с ним. Очень важно быть наглядным примером для своих детей. Мы разрабатываем пошаговые программы «Как провести вечер (неделю) с ребенком?» Так, вместо сидения за компьютером или у экранов телевизоров – привычного для взрослых вечернего времяпрепровождения — родители с ребенком идут в спортзал, в бассейн, в парк, на детскую площадку. А лучше всего: гаджет – в сторону, и на природу, общение с которой полезно как ребенку, так и его родителям».