Психиатрический центр "Феникс"

  • +7 (800) 333-43-24
  • +7 (863) 204-26-16
  • +7 (863) 267-48-15
  • +7 (951) 490-24-60
  • info@centerphoenix.ru

Речь и этапы ее развития

Речь – одна из важнейших психических функций. Овладение ребенком речью создает предпосылки специфических социальных контактов, способствуют осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Общепринятые стандарты развития речи:

  • около 2 месяцев появляется «гуление» и к началу 3 месяца «лепет» (агу-агу, тя-тя, ба-ба);
  • с 6 месяцев путем подражания за взрослыми произносит отдельные слоги; перенимает все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
  • с 10-11 месяцев произносит первые слова-обозначения. По слову взрослого выполняет знакомые ему действия «Покачай лялю» и т.д.;
  • к 12 месяцам понимает по слову (без жеста) несколько разученных ранее имен окружающих, названий предметов и действий. Легко подражает произносимым взрослым знакомым словам, много и разнообразно лепечет, произносит, осмыслено в пределах 10 слов;
  • от 1 года до 1,6 года запас слов около 30. Понимание быстро растет, выполняет простые словесные поручения («принеси мишку»). Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям, говорит отдельными словами, имеющими значение предложения, дополняет эмоционально выразительными жестами, мимикой и интонацией;
  • от 1,6 года до 2 лет словарь употребляемых слов увеличивается до 300. Начинает употреблять 2-3 составные предложения. В словах появляются грамматические изменения, речь становится средством общения и эмоционально выразительной.
  • к 3 годам может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы, которых ранее непосредственно воспринимались ребенком. Воспроизводит слышанные стихи и песни. В словарный запас входят все части речи (кроме причастия и деепричастия) до 1200-1500 слов. Говорит сложными фразами, рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывочными, произношение становится правильное (за исключением шипящих «л», «р»);
  • в 4 года пользуется в речи простыми и сложными предложениями грамматически правильно оформленными, заканчивается формирование правильного произношения;
  • в 5 лет пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, пересказывает сказку (рассказ) без дополнительных вопросов, дифференцирует все звуки.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

  • Отмечается заикание
  • Не отвечает на вопросы, не поддерживает разговор
  • Наблюдается невнятная, смазанная, непонятная речь
  • Отмечается несоответствие звукопроизношения родному языку
  • Имеет место психомоторная задержка развития ребенка
  • Испытывает трудности при обучении чтению и письму
  • Не адекватно реагирует на звуки или разговорную речь
  • Общается недостаточно активно, избегает общения
  • Пропускаются, перестанавливаются, добавляются буквы, слоги при написании слов
  • Нарушено понимание прочитанного при сохранном чтении
  • Неправильно читаются окончания слов
  • Не реагирует на обращенную речь
  • Не понимает обращенную речь
  • Если ребенок не может или почти не может сосать или глотать
  • Если были трудности при переходе ребенка от жидкой пищи к твердой
  • Если не ясно, может ли ребенок пить
  • Если нарушено глотание или жевание
  • Если ребенок постоянно пускает слюни (т.е. почти нет или недостаточно развито произвольное глотание)
  • Если ребенок постоянно держит рот открытым
  • Если есть расщелина, аномалии прикуса, языка, укороченная подъязычная уздечка

Когда развитие речи отличается от этих норм необходимо обратиться к специалистам (логопеду, психиатру, неврологу, сурдологу).

Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.

[]
1 Step 1
keyboard_arrow_leftPrevious
Nextkeyboard_arrow_right
FormCraft - WordPress form builder