Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или несколько языков, которыми пользуется их семья и окружение. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. Обычно в процессе развития дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей могут легко освоить язык примерно в возрасте 5 лет.
Помощь детям в изучении языка
Родители и лица, осуществляющие уход, являются самыми важными учителями в ранние годы жизни ребенка. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют издаваемые ими звуки и реагируют на них. Языковые и мозговые навыки детей укрепляются, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться самыми разными способами:
- Реагировать на первые звуки, которые издает ребенок и жесты.
- Повторять то, что говорит ребенок, и добавлять к этому что-то еще.
- Говорить о вещах, которые видит ребенок.
- Задавать вопросы и слушать ответы.
- Показывать книги и читать их.
- Рассказывать истории.
- Петь песни и рассказывать стишки.
Это может происходить как в игровой форме, так и во время привычных занятий.
Родители также могут наблюдать за следующим:
- Как их ребенок слышит и говорит, и сравнить это с типичными показателями развития коммуникативных навыков.
- Как их ребенок реагирует на звуки, и проверить его слух, если у него есть проблемы.
Что делать, если есть трудности
Некоторым детям трудно понимать и говорить, и они нуждаются в помощи. Они могут не осваивать языковые навыки одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой задержки или расстройства речи.
Развитие речи состоит из разных этапов, и у детей могут возникнуть проблемы с пониманием того, что говорят другие (восприятие речи).
Это может быть связано с тем, что:
- Ребенок не слышит слов (потеря слуха).
- Не понимает значения этих слов.
У детей могут возникнуть проблемы с передачей мыслей с помощью языка (экспрессивный язык).
Это может быть связано с:
- Незнанием нужных слов.
- Незнанием, как построить предложения.
- Со знанием нужных слова, но не умением их выразить.
Языковые и речевые расстройства могут существовать как вместе, так и сами по себе. Примеры проблем с языком и речевым развитием включают следующее:
- Нарушения речи
- Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
- Трудности с тем, чтобы слова или предложения текли плавно, например, заикание.
- Языковая задержка – способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно.
- Языковые расстройства
- Афазия (трудности с пониманием или произнесением отдельных частей речи из-за травмы или повреждений головного мозга).
- Нарушение слуховой обработки (трудности с пониманием значения звуков).
Языковые или речевые расстройства могут возникать при других нарушениях обучения, которые влияют на чтение и письмо. Дети с нарушениями речи могут испытывать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заставить понять себя, и они могут капризничать, вести себя беспомощно или замыкаться в себе.
Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или тревога. Дети с отклонениями в развитии, включая расстройства аутистического спектра, также могут испытывать трудности с речью. Сочетание этих проблем может особенно затруднить ребенку успешную учебу в школе. Правильная диагностика расстройства у ребенка имеет решающее значение для того, чтобы каждый ребенок мог получить необходимую помощь.
Лечение языковых или речевых расстройств и задержек в развитии
Дети с языковыми проблемами часто нуждаются в дополнительной помощи и специальном обучении. Логопеды-дефектологи могут работать непосредственно с детьми и их родителями, воспитателями и учителями.
БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
ВОВРЕМЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЛОГОПЕДАМ!