7 апреля в пресс-центре ИД «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция на тему «Детское психическое здоровье в современном обществе: проблемы и решения». В ней приняли участие:
Скарга Вероника Владимировна — начальник отдела специального образования и здоровьясбережения в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области
Бухановская Ольга Александровна — врач-психиатр высшей категории, руководитель лечебно-реабилитационного научного центра ФЕНИКС
Саркисова Овсанна Акоповна – детско-подростковый психолог.
Не секрет, что обилие технических средств, стремительное развитие новых технологий по- разному влияет на детей школьного возраста. Школа, безусловно, участвует в формировании личности ребенка. Как ему избежать стрессовых ситуаций? Только ли от семьи зависит его психическое здоровье? Как не пропустить то самое время, когда необходимо обратиться к специалисту. Эти и другие вопросы обсудили участники встречи.
— За последние десять лет людей с душевными расстройствами стало вдвое больше. На Дону – это каждый десятый, — приводит неутешительную статистику врач-психиатр высшей категории Ольга Бухановская. — Детско-подростсковый возраст,— подчеркивает Ольга Александровна – самый опасный. Среди «популярных» заболеваний в этой возрастной категории: депрессии, разнообразные формы шизофрении, которые протекают очень атипично, а значит, нуждаются не только в лечении, но и раннем выявлении и диагностировании.
Чтобы выявить психические отклонения как можно раньше, в школах работают психологи. — На сегодняшний день психологи есть в 70% школ и детских дошкольных учреждений, — говорит начальник отдела специального образования и здоровьясбережения в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Вероника Скарга.- Но один психолог на 600-1000 детей в общеобразовательной школе не может охватить всех, кто нуждается в помощи специалиста психиатра. Его задача заключается в том, чтобы постараться помочь на первом, самом важном этапе и по возможности направить в те центры или лечебные учреждения, где подростку смогут оказать более профессиональную помощь.
Лечебно-реабилитационный научный центр ФЕНИКС давно и результативно сотрудничает с министерством образования. Здесь оказывают помощь даже в самых сложных случаях, когда этап «ребенок – психолог – семейный психотерапевт» уже пройден и требуется более углубленный курс лечения.
— Как только вы заметили изменения в поведении своего ребенка – это тревожный сигнал,— отмечает детско-подростковый психолог Овсанна Саркисова, — и повод незамедлительно обратиться к специалисту. Ведь только профессионал сможет усмотреть в тончайших нюансах поведенческих изменений подростка более глубокие корни, чем просто протест родительскому запрету или первые сексуальные влечения.
Все эксперты пришли к выводу, что неумолимый прогресс, «гаджетомания», доступность интернета влияют на поведение детей и подростков. И чаще негативно.
— Мы не умеем ограничить для своего ребенка доступ в интернет, а часто просто не задумываемся над тем, что влечет за собой этот неконтролируемый нами процесс, — говорит Ольга Бухановская. Рекомендовано уделять интернету не более двух часов в день с перерывами. Причем, эти перерывы необходимо не просто заполнять, например, просмотром мультфильмов, а по-настоящему переключать ребенка на другую деятельность. И желательно совместную: вместе с ним рисовать, читать книгу, сделать поделку из глины и т.д. Школа сегодня просто не в состоянии взять на себя помимо образовательного еще и воспитательный процесс подростка. Да и должна ли она это делать?! Участники пресс-конференции, которая, кстати, прошла во Всемирный день здоровья, призвали родителей не самоустраняться от проблем своих детей, принимать активное участие в их жизни.