Ольга Александровна Бухановская рассказывает, как понять, что вашему ребенку нужна помощь.
Два случая — инцидент в Новошахтинске и убийство в Миллерово — заставили задуматься о росте агрессии среди населения, в том числе и подростков. Напомним, в Миллерово по подозрению в убийстве матери двоих детей задержали двоих подростков 15 и 16 лет — Диму и Игоря. По версии следствия, причиной расправы стало то, что 28-летняя женщина отказала им в интиме. В Новошахтинске же несколько подростков безжалостно избили новичка-одноклассника. И сняли на камеру, как пинают ногами лежащего на земле мальчика. О том, что могло стать причиной этих инцидентов, и о том, что становится причиной подростковой агрессии, размышляет руководитель центра «Феникс», психиатр Ольга Бухановская.
Объединять два этих случая нельзя. Всегда есть индивидуальные причины и особенности проявления конкретной агрессии. У мальчиков, которые задушили молодую мать, одна мотивация. У школьников, которые избили одноклассника, — совсем другая. И их можно объединить только по признаку агрессии в целом.
Какие есть причины повышения уровня агрессии?
Агрессия была всегда. На ее уровень влияют и воспитание, и личностные особенности. Влияют социальная среда и окружение. Важно, как проявляется агрессия — в группе или индивидуально. Вызвано ли враждебное поведение опьянением алкогольным, или это сделано на трезвую голову.
И в конце концов, какая обстановка в обществе — экономическая, социальная, политическая, информационная напряженность. Сложности в жизни повышают уровень агрессивности.
И еще один важный фактор: сейчас нас обучают злу. Раньше мы сталкивались с агрессией в узких рамках: это мог быть двор или школа. Сейчас же человек может показать агрессию через телевидение и интернет. И это увидят, без преувеличения, миллионы. Насилие входит в привычку — первый раз оно ужасает, но с каждым просмотром мы все спокойнее реагируем на него, принимаем, что есть и такая сторона жизни.
Если говорить о событиях в Миллерово, утверждать со 100% уверенностью, что именно эти подростки — убийцы, нельзя. Есть презумпция невиновности, вот когда докажут их виновность, тогда можно будет говорить, что они преступники. Если все-таки допустить, что убили они, речь однозначно не идет о маньяческих наклонностях. Маньяки орудуют поодиночке.
Мне кажется, в большей степени на их поведение повлиял алкоголь. Он растормаживает низшие инстинкты, снимает какие-то сексуальные ограничения и многие запреты, убирает контроль за поведением.
Сложно разобраться в личности каждого из участников, не зная реальных сведений об их жизни. Надо понять, какими они были до этого происшествия, о чем говорили, что пропагандировали, как себя реализовывали, как говорится, чем дышали. На какие сайты заходили, в каких чатах общались? Были ли у них душевные расстройства?
Нужно понять и личность жертвы, есть ведь такое понятие, как виктимность — это люди, которые обязательно станут жертвами. Что это была за женщина? Почему мать двоих детей пила в компании тех, кто был вдвое младше её? От скольких мужей у нее дети? Какой образ жизни она вела?
Возможно, у нее была депрессия и какие-то жизненные трудности. Например, муж бросил, детей кормить нечем, и она выпивала, чтобы снять напряжение.
Следующий шаг — это понимание ситуации
Они выпили и, возможно, подростки восприняли какие-то слова и жесты женщины, как призыв к интимности. Алкоголь подогрел сексуальный интерес. Женщина отказывает им, но тормоза уже сняты.
Если они действительно её задушили, этому может быть несколько объяснений. Очень маловероятно, но возможно, имеет место быть сексуальное влечение к трупам — некрофилия. Тогда удушение было изначально с целью убийства. Но, как я уже говорила, маловероятно, чтобы у нескольких сразу людей возникло такое отклонение.
В этом случае обязательно нужна судебно-психиатрическая экспертиза. С другой стороны, она могла чем-то оскорбить подростков, и их действия были реакцией пьяного человека на оскорбление. Но тогда попытка придушить была способом заставить женщину замолчать, показать свою власть над ней. Не рассчитал силу и задушил насмерть. Это ни в коем случае их не оправдывает.
Возможно, они её изнасиловали. А когда осознали, что женщина может заявить на них в полицию, то испугались и решили скрыть улики. В последних примерах подростки психически здоровы, и они однозначно должны понести наказание.
Как распознать в ребёнке агрессию? Её на самом деле видно, мы хорошо понимаем, когда человек раздражен. Агрессия начинается с сарказма и злых шуток, использования тона превосходства по отношению к другим — это словесная агрессия. Есть физическая агрессия — когда человек лезет в драку.
Есть агрессия психологическая, тоже словесная, когда человек начинает открыто оскорблять оппонента. Агрессия может проявляться дома — неадекватная реакция на запреты: вы запрещаете ребенку садиться за компьютер, а он разбивает телефон, может что-то пнуть. На просьбы ребенок отвечает матом.
Но агрессия агрессии рознь. Она должна быть в подростковый период и в умеренном количестве. Все мы были в этом возрасте. У подростков бывают протестные реакции, они часто проявляют недовольство, бывают вспыльчивы и даже грубы. Если это адекватно ситуации, и сила агрессии соизмерима с раздражителем, то это нормальная реакция.
Например, мама ругает сына за плохие оценки. Он реагирует немного агрессивно, говорит: «Ну как вы меня достали, что вы ко мне привязались, чё ты начинаешь». Возможно, потом ребенок подойдет и извинится. Эта реакция в пределах нормы.
Но если на спокойные замечания без агрессии и с желанием помочь ребенок отвечает матом и желает всем скорейшей смерти, бьет посуду и швыряет вещи, то это уже должно настораживать. Я привела реальный пример. У девочки была неадекватная, чрезмерно бурная реакция на все высказывания родителей. Её обследовали две недели и обнаружили начало шизофрении. Девочке нужно медикаментозное лечение
Агрессия бывает следствием плохого воспитания. Если ребенку во всем потворствовали в детстве, с возрастом это может вылиться в неуправляемость желаний и неуправляемость поведения. Человек вроде и не пьет, и не употребляет наркотики, у него нет ни шизофрении, ни депрессии, но он терроризирует мать, плохо с ней обращается. Это от того, что мать никогда себя ни во что не ставила и позволяла вытирать об себя ноги. И итог — у «взрослого ребенка» злобное и враждебное поведение.
Есть болезненная шизофреническая агрессия на фоне галлюцинаций или дисфорическая — на фоне атипичной депрессии с мрачно-злобно-подавленным настроением. И в такой агрессии должны разбираться врачи. Не надо бояться психиатров. Мы не ставим на учет всех подряд. Если вы придете к специалисту и у вас нет психических нарушений, он не будет вас насильно лечить. Главное — это вовремя прийти. И не надо полагаться на бабок и народную медицину.
Не нужно пытаться оградить ребенка от плохого. Нужно учить добру. Подросток все равно когда-нибудь увидит и узнает другую сторону жизни. Но можно же с ним вместе посмотреть фильм, который наведет его на правильные мысли о жизни, о морали. В советское время школьники ходили вместе в кино, смотрели «Чучело», фильмы о войне.
Главная идея была в том, что после сеанса было обсуждение. Каждый высказывал свою точку зрения, и даже если кто-то протестовал против общего мнения, то все равно так или иначе прислушивался. Человек — существо социальное, и когда большинство озвучивает «так нельзя» или «это неправильно», он прислушивается к этому мнению.
На мой взгляд, есть три категории людей
Те, у кого и генетика, и окружение хорошие, они на стороне добра. У вторых играет роль генетика (теория Ломброзо имеет право на жизнь), плюс не та среда, и они в большей степени склонны к агрессии, к злобе, к преступлениям. А третьи — это те, кто колеблются.
Можно всю жизнь положить на исправление «плохих» (конечно, этим стоит заниматься), но, мне думается, что очень многое зависит именно от того, в какую сторону склонятся третьи. И наша задача их не потерять.
Материал интернет-портала 161.ru