Нужно ли мозгу давать «передохнуть» и сколько?

На данный вопрос отвечает врач-психиатр ЛРНЦ «Феникс Саркисова Овсанна Акоповна:

Саркисова Овсанна Акоповна

Саркисова
Овсанна Акоповна

Детский и подростковый психиатр

Внимание — один из ценнейших ресурсов, и его часто с трудом хватает на всё. Существенная его часть уделяется работе и социальным коммуникациям. У многих из нас мысли отправляются в свободное плавание лишь тогда, когда мы принимаем душ или пытаемся заснуть ночью. И, кажется, что в этой постоянной загруженности мозга ничего плохого нет. Зачем тратить время на бездействие, когда можно заняться чем-то интересным или продуктивным? Если разум занят высококачественным (в основном) продуктом, какой может быть от этого вред?

Однако данные, полученные Центром интегративной нейробиологии Калифорнийского университета при исследовании способностей к обучению, свидетельствуют о том, что перерывы на отдых для эффективного обучения необходимы. В ходе экспериментов удалось доказать, что лучше всего мы запоминаем новую информацию, когда у мозга есть время спокойно ее преобразовать и объединить. Даже если речь идет не об обучении, небольшие перерывы после усвоения нового материала — например, новостной статьи или важного письма, — помогают мозгу проанализировать и запомнить только что полученные сведения.

Чтобы лучше понять, как мозг обрабатывает новую информацию, ученые провели на крысах эксперименты со сканированием мозга и убедились, что, если крысам дать возможность отдохнуть после прохождения незнакомого лабиринта, их мозг автоматически воспроизводит пройденный по лабиринту путь.

Позже, оказавшись в том же лабиринте, крысы преодолевают его быстрее. Если же крысы после прохождения лабиринта вынуждены сразу решать новую задачу, их мозг не может воспроизвести только что полученную информацию. И когда их позже помещают в тот же лабиринт, крысы преодолевают его не быстрее, чем в первый раз.

Человеческий мозг, как утверждают исследователи, работает аналогичным образом: мозгу нужно свободное время на обработку новой информации и превращение ее в более постоянную форму знания. Исследования в области теории обучения указывают на то, что всего несколько минут такого «бездействия» — от пяти до пятнадцати — помогают лучше усвоить новые знания. В этот момент запускаются умственные процессы, которые намного сложнее, чем хранение информации и извлечение ее из памяти.

Если же в мозг непрерывно поступают новые стимулы или новая информация, ему будет сложно определить целесообразность и смысловое содержание полученных знаний. Давая мозгу «отдохнуть», мы, по всей видимости, способствуем проявлению творческих способностей и более эффективному решению задач. Многим из нас знакома ситуация, когда не удается вспомнить, как бы ни старались, слово, которое вертится на языке. Но стоит переключить мозг на другую задачу — и слово сразу же вспоминается. Исследователи объясняют это тем, что, когда мы «уходим в свои мысли», происходят некоторые бессознательные процессы, в результате которых преодолеваются тупики и всплывают на поверхность озарения. Таким образом, «уход в свои мысли» может способствовать определенному типу продуктивности.

Возможно также, что лишение мозга «свободного» времени снижает его способность выполнять бессознательную работу, и мы можем испытывать недостаток «ухода в свои мысли» так же, как недостаток сна. Те, кому оказывается сложно и даже невозможно не делать совершенно ничего, могут стимулировать продуктивный «уход в свои мысли» выполнением «нетребовательных» занятий, которые не вовлекают значительные ресурсы мозга. К примеру, совершить прогулку в тишине, вручную вымыть посуду или разложить белье — мелкие, рутинные дела, которые занимают руки и тело, но не требуют от мозга напрягаться.

Иногда, «уходя в себя», наш мозг может впадать в бесполезные и даже нездоровые размышления, но это не означает, что защита от этих мыслей с помощью постоянного присутствия отвлекающих факторов — хорошее решение. Нужно найти баланс между занятостью настоящим моментом и временем, когда можно позволить мозгу «уйти в свои мысли» — а также между позитивными мыслями и размышлениями о препятствиях, которые могут встать на пути.

Достоверно точно неизвестно, сколько конкретно нужно оставлять времени мозгу на непринужденные размышления, чтобы достичь оптимального баланса. Однако ученые уверены, что мозгу необходимо давать «передохнуть». Они рекомендуют начинать с малого — например, можно в середине дня совершать 15-минутную прогулку, устранив все отвлекающие факторы. С большой долей вероятности вы заметите, как меняется ваше восприятие мира.

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ СВОИХ БЛИЗКИХ!
ПРОФИЛАКТИРУЙТЕ ДУШЕВНЫЕ СРЫВЫ И ДУШЕВНЫЕ РАССТРОЙСТВА!

При необходимости ВОВРЕМЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПСИХИАТРУ!