Нужна ли дополнительная помощь онкобольному медику?
В современном мире никто не застрахован от онкологических заболеваний. И для каждого – это серьезный стресс. Не являются исключением и сами медицинские работники. В силу своих профессиональных знаний и большого клинического опыта врачи и медсестры, заболевшие раком, проецируют на „свою“ болезнь клиническую картину страданий, с которыми они сталкиваются ежедневно. Зачастую они впадают в депрессию – исчезает радость, преобладает тоскливо-тревожное настроение, появляются назойливые пессимистические мысли, стремятся к изоляции от родных и коллег, ощущают собственную профессиональную и бытовую беспомощность. Вследствие депрессивного состояния их поведение становится неадекватным: они отказываются от приема стероидов и курсов химиотерапии, дополнительных обследований. В общем, по мнению ученых, шансы одержать победу над основным заболеванием значительно сокращаются, если не оказывать дополнительную помощь и не лечить депрессию.
Наши зарубежные коллеги всерьез занимаются проблемой лечения онкобольных медиков. Так руководитель программы «Психоонкология» Мишель Риба (Michelle Riba) отмечает: «Мы налаживаем очень тесное взаимодействие с больными коллегами, формируем у них установку на выздоровление, поддерживаем психологически, стараемся максимально уменьшить болевой синдром, по возможности подольше сохранить высокий жизненный настрой». Однако, по его признанию, предпринимаемых усилий далеко недостаточно, чтобы обеспечить полную победу над депрессией. Об этом, к сожалению, также свидетельствуют и приведенные Американской Ассоциацией психиатров данные за 2018 год, констатировавшие в их стране ежедневный добровольный уход из жизни одного врача.
Вот почему так важно совместное ведение онкологических пациентов, у которых развилось депрессивное состояние, онкологами и психиатрами, психотерапевтами.