Ростовский лечебно-реабилитационный научный медцентр известен далеко за пределами донской столицы. Здесь лечат людей, страдающих от любых видов психических расстройств.
Какие мании и фобии всё чаще охватывают сегодня людей? Об этом «АиФ на Дону» рассказала вице-президент и главный врач центра Ольга Бухановская.
— Ольга Александровна, в середине апреля ушёл из жизни ваш отец Александр Олимпиевич Бухановский, психиатр с мировым именем и основатель центра. Его смерть стала огромной потерей для медицины…
— Центр работает. Мы так же ведём приём, так же лечим пациентов, так же занимаемся научными исследованиями. Ведь папа воспитал целую когорту учеников и своих последователей. Только недавно наши врачи вернулись с международного симпозиума. Оказалось, что здесь, в Ростове, мы умеем лечить таких больных, которых в других городах считают безнадёжными. Например, буквально с того света вытащили пятнадцатилетнюю девочку. Своим желанием похудеть она довела себя до страшной анорексии, весила всего двадцать килограммов. …Последний год жизни папы я постоянно уговаривала его: «Тебе уже шестьдесят девять, подумай о себе». Но убедить отца оставить работу было просто невозможно. В этом был весь папа, по-другому он жить просто не мог.
Как лечить маньяков
— Александр Олимпиевич считался одним из ведущих в мире специалистов по исследованию феномена серийных убийц. Во многом благодаря ему удалось задержать Чикатило. Продолжится ли теперь эта работа?
— Обязательно. Мы по-прежнему будем заниматься лечением лиц, в силу психического заболевания склонных к совершению тяжких преступлений.
— То есть лечить маньяков?
— Маньяками становятся не за один день. Да, существует целый ряд предрасполагающих факторов: у них особенное строение головного мозга, как правило, тяжёлое детство, определённое воспитание и т.д. Но никто не идёт сразу убивать. Обычно для начала проявляются садистские наклонности в отношении животных. К нам не раз приводили подростков, о которых можно было сказать: вот это возможный будущий серийный убийца. Таких людей можно и нужно лечить. Главное — заниматься профилактикой, чтобы они не успели перейти грань. Это же касается и педофилов, и людей с другими видами отклонений.
— Недавно вы резко высказались против смертной казни для маньяков. Отчего же?
— Во-первых, потому что в рамках сложившейся судебно-следственной практики смертная казнь — мера противоречивая. Пока мы не будем уверены, что это истинный преступник, на мой взгляд, нельзя говорить о восстановлении смертной казни. Во-вторых, эти люди больны — и их лучше изучать, а не казнить, чтобы понять, как зарождается эта болезнь и как можно её профилактировать. Когда-то папа в своих работах предсказывал, что тяжёлый период девяностых, который пережило наше общество, аукнется лет через пятнадцать всплеском агрессии. Сегодня мы подошли к этому времени. Определённый всплеск есть. Поэтому нам нужны новые знания, для того чтобы предотвращать появление новых чикатило.
Горе для ума
— Работы психиатрам хватает и помимо маньяков. Недавно прозвучала статистика: примерно десять процентов жителей Дона сегодня имеют проблемы с душевным здоровьем. При этом ещё шесть лет назад их было вдвое меньше.
— Давайте определимся в терминологии. Статистика эндогенных заболеваний вроде шизофрении или маниакально-депрессивного психоза остаётся стабильной, от них как страдало где-то один-полтора процента населения, так эта цифра и не растёт. А вот количество экзогенных заболеваний — алкоголизма, наркомании, других расстройств — действительно увеличилось. Причём появляются новые виды. К примеру, зависимость от компьютера или мобильного телефона, Интернет-зависимость. Всё больше людей страдает от безудержной тяги к совершению покупок. Ещё одна новинка — спидомания, безудержная тяга к езде на высокой скорости. Увеличилась и статистика тревожных расстройств, расстройств адаптации, депрессий.
— То есть депрессия — всё-таки болезнь? Обычно считается: захандрил человек — ну, значит, мается дурью, пройдёт….
— Болезнь. Причём очень серьёзная. Только сегодня смотрела девочку. Ей всего шестнадцать, а депрессия уже тяжелейшая, вплоть до суицидальных наклонностей. Так что при первых признаках лучше не откладывать, а обращаться за помощью к врачу.
— Как же вышло, что у сотен тысяч земляков вдруг появились психические заболевания?
— Потому что вокруг масса стрессов. Экономическая неопределённость, финансовые проблемы, поток негативной информации, дефицит времени и т.д. И такое состояние истощает человека намного сильнее. Особенно молодёжь, у которой ещё до конца не сформирована психика.
Курс выживания
— Не отсюда ли этот рост необъяснимой жестокости, который мы видим в последние годы?
— Уровень агрессии в обществе сегодня действительно пугает. Жестокие убийцы, садисты, маньяки существовали во все времена, но процент людей с отклонениями в психике, как мы уже говорили, всегда остаётся небольшим. У обычного, нормального с медицинской точки зрения человека, тоже, в принципе, могут возникать агрессивные желания, но реализовать их не позволяют рамки — внутренние и внешние. Внутренние — это чувство стыда, воспитание, а внешние — понимание, что если совершишь преступление, то обязательно пойдёшь в тюрьму, а общество тебя морально осудит. Что мы видим сегодня? Внешние рамки практически исчезли. Произошла деформация граней между тем, что «хорошо» и что «плохо». А когда нет внешних рамок, рушатся и внутренние. Так что нынешний уровень агрессии — это не следствие психических расстройств, это, скорее, моральное уродство.
— Что же делать? Назначьте обществу курс лечения как врач…
— Знаете, в психиатрии есть такое понятие — импринтинг, то есть закрепление в памяти. Если ежедневно видишь по телевизору трупы, то в итоге начинаешь относиться к чужой смерти легче и табу на агрессивное поведение снимается само собой. Да, мы должны знать о неприглядных жизненных ситуациях, поступках, но я абсолютно уверена, что каждая негативная новость должна перекрываться пятью позитивными. А ещё лучше стараться следовать старой истине «поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой». И тогда не понадобятся никакие рецепты.
Источник: «Аргументы и Факты» на Дону, 06.11.2013