Диагностика в психиатрии – одна из специфических форм познания феномена болезни. Диагностика должна быть построена методологически правильно, иметь внутреннюю логику, динамику и соответствовать определенным принципам. Ведущим методом диагностики безусловно является клинический, традиционно под ним понимается беседа, наблюдение, объективный и субъективный анамнез, изучение творчества. В последнее время к клиническому методу присоединяют клинические оценочные шкалы (не путать с экспериментально- психологическим исследованием). На первом этапе диагностики используется клинико-феноменологический метод, с помощью которого выявляются, выделяются и подробно описываются разнообразные признаки, в том числе и признаки психического расстройства. Этот метод используют совершенно одинаково как клиницисты-психиатры, так и клинические психологи, фактически решая вопрос о наличии психологических особенностей или психопатологических симптомов. На втором этапе диагностики используется клинико-психопатологический метод. Его задачи и возможности – типировать выявленные признаки терминологически, обозначить их как симптомы, затем систематизировать, объединить симптомы в синдромы. На третьем этапе используется клинико-нозологический метод с целью построения клинико-динамической модели болезни с формированием представлений о синдромокинезе, синдромотаксисе и собственно нозологиии болезни (Бухановский А. О., 1998).
Объектом клинической психиатрии является человек, как существо телесное, как психическая индивидуальность и как член общества. Тело – это физическое существо человека, все органы организма, в том числе и мозг, и их взаимодействие. Душа, душевные процессы и состояния – это психические функции, то есть восприятие, мышление, эмоции, воля, память и др. Различные сочетания этих функций создают различные варианты психического облика, характеры. Дух, духовные ценности – это моральные, нравственные устои человека, его ценностные ориентации, познавательные, мировоззренноские, морально-этические, эстетические и другие особенности, это собственно личность человека. Эта трихотомическая схема не оригинальна, также трихотомически существуют категории темперамент—характер—личность, ид—эго—суперэго и даже геосфера—биосфера—ноосфера. Тем не менее, такая схема позволяет четко определить пределы компетенции клинической психиатрии, которые в последнее время размываются. Еще 150 лет назад компетенцией врача-психиатра были только тяжелые психические расстройства – психозы и слабоумие, хотя психиатры уже пытались решать вопросы соотношения психических расстройств и гениальности, душевных болезней и преступности (Ч. Ломброзо), психических болезней и сексуальных отклонений или аморального поведения (Р. Крафт-Эбинг). Ситуация изменилась после появления практического психоанализа 3. Фрейда с изменением вектора направленности психиатрической мысли от душа—тело к душе—дух. В этом свете многозначительным представляется название одной из работ Фрейда – «Психопатология обыденной жизни». Развитие пограничной психиатрии, психосоматики, психотерапии не только как метода лечения, но и как фактически новой дисциплины на стыке психиатрии и психологии привело к неоправданному расширению границ компетентности психиатрии. Не только некоторые психиатры, но и большое количество обывателей (и это на фоне продолжающейся мощной стигматизации самой психиатрии) предполагает, что именно психиатрия «знает» как воспитывать детей, как предупреждать преступность, как жить, чтобы достичь личного счастья и общественного согласия. Дело доходит до того, что при опросах населения (1994) большинство людей предпочли бы, чтобы будущий президент России был бы по образованию психиатром, а не юристом, экономистом и т.д.! Субстрат психической патологии – это душа. Клиническая психиатрия рассматривает закономерности нарушений психических функций и нарушения целостного душевного облика. При эндогенных заболеваниях эти нарушения первичны, именно поэтому эндогенные расстройства можно было бы назвать «истинно душевными». Экзогенные психические расстройства возникают только тогда, когда органическое (экзогенное или соматогенное) поражение мозга вызывает вторичные душевные, если же их нет, то эти заболевания – компетенция только интернистов (неврологов). Психогенные заболевания также возникают только после того, как социально негативное явление, любое тягостное переживание не просто дезадаптируют человека, а вызовут образование психопатологических не только симптомов, но и синдромов. Игнорированное рассмотрение духовного не входит в компетенцию клинической психиатрии, этим должны заниматься религиозные деятели, философы, социологи и, конечно же, психологи, иначе психические болезни превратятся в социопатии в широком смысле этого понятия. Духовный мир личности должен становиться предметом психиатрического анализа, только если в нем обнаруживается психопатологическое качество. (Воскресенский Б. А., 1996). Эта проблема крайне актуальна сегодня в связи с экспансией неклинической психотерапии, которая и «терапией» на самом деле не является, а направлена на коррекцию психологических и социальных проблем. Происходит это потому, что термин «психологическая помощь» не столь впечатляющ, как «лечение», обычному человеку непривычно платить за советы, а вот лечение – уже другое дело. Второй проблемой смешения терапии и коррекции является использование одних и тех же методик и для лечения и для консультирования. Второй вариант повышенной экспансии психиатрии – в соматическую клинику, когда неправомерно расширяется группа психосоматических заболеваний с тенденцией считать вообще все соматические расстройства следствием душевных заболеваний, либо утверждать, что при всех соматических заболеваниях обязательно есть психопатологические состояния, как реакции на болезнь, которые должны консультироваться и лечиться психиатрами. Неправомерная «гордыня» некоторых психиатров («психиатрия разбирается во всех биологических, социальных и психологических проблемах») приводит к компрометации клинической психиатрии, возникновению антипсихиатрического движения, к новой стигматизации, Установление психиатрического диагноза – это не наклеивания ярлыка за чудачества и непонятность поведения для окружающих. Диагностировать душевную болезнь – значит определить, по каким закономерностям нарушаются психические процессы («болит душа») больного, как изменяется его личность. В этом смысле мышление психиатра правомерно определять как образное, когда сопоставляется психический облик человека на разных этапах жизни и заболевания. При сравнении с другими врачебными специальностями можно отметить, что мышление невропатолога – пространственное, терапевта – патофизиологическое, хирурга – инженерно-конструкторское.
Предметом клинической психиатрии остается конкретный больной. Его переживаниям адекватен клинический анализ, методом познания остается клинико-психопатологический. Задачей клинической психиатрии остается все более тонкое и точное разграничение основных путей изменений психики при душевных заболеваниях, установление их плавности или дискретности, скачкообразности перехода от нормы (здоровья) к патологии (болезни) на каждом из этих направлений. Биологическая и социальная психиатрия не могут существовать сами по себе, без отрыва от клинической психиатрии, иначе они должны относиться либо к изолированно естественным или гуманитарным (социальным) наукам и использовать свои специфические методы.
Источник: Актуальные проблемы клинической, социальной и биологической психиатрии и наркологии. Материалы научно-практической конференции ЮФО 19-20 октября 2006 года.