Падение кумиров
А.Б.:
Как психиатру мне видятся две проблемы нынешнего российского общества: деградация и дебилизация, — говорит Александр Бухановский, профессор, психиатр, бывший эксперт в деле маньяка Чикатило. — Плюс апатия или побледнение эмоций. Постепенно исчезает эмпатия — желание эмоционально понять другого человека. Я ребёнок последних лет войны, родился в 1944 году. Помню, как мама приводила домой бездомных людей, кормила их борщом, сваренным бабушкой. Бабушка ругалась, а мама всё равно вела голодных. Кто сегодня способен поступить так же?
Наблюдается и сужение круга интересов, инициатив, стремлений. В первую очередь за счёт таких важнейших понятий, как любовь к ближнему, патриотизм, возможность пожертвовать своими интересами ради каких-то общих дел. Не в столь далёком прошлом людей интересовало то, что происходит в культуре, науке, были небезразличны достижения нашей страны, а сейчас интересы сузились до утилитарных. Следующий признак — люди перестали хотеть общаться. Не так давно слышал по телевизору рекламу аппарата, который надевается ребёнку на ручку. Он гуляет, а мать не волнуется, так как видит, где он находится. И она уже лишний раз не выглянет в окно, не окликнет его. Теряются эмоциональная теплота и беспокойство о своём ребёнке. А он потом вырастет, сдаст родителей в дом престарелых и будет по скайпу узнавать, как у них дела.
«АиФ»: — Александр Олимпиевич, откуда эти проблемы возникли?
А.Б.:
Были низвергнуты идолы. Вспомните, кто раньше был артистом? Интеллигенция. А кто пришёл на смену? Вышли на сцену девочка в трусиках и мальчик в маечке, в наколках, бородатый, нечёсаный… Они «вываливают» на экраны телевизоров, страницы газет все свои интимные подробности. Это кумиры наших детей?! Они не несут никакой культуры, не способствуют развитию, а помогают деградации. Вторая проблема — научно-техническая революция. Смотрите: одно из первых наших технических открытий — гончарное производство. Оно стало мощным толчком для развития культуры. Но одновременно появилась возможность сбраживать плоды. Так возник алкоголизм. Следующее серьёзное событие — алхимики отработали перегонку алкоголя. Тоже культурно-технический прорыв. Но и проблема алкоголизма стала мировой. Сегодня мы свидетели мощнейших технологических прорывов в области информационных технологий. Результат — возникла серьёзная проблема «субъектов с обеднённой коммуникацией». Она особенно остра у молодёжи и является одним из условий, повышающих риск жестокости, разнузданности, депрессий и самоубийств.
Одновременно исчезает потребность в использовании великого русского языка. Молодёжь воспитывается не на классике, а чатится в Интернете на птичьем, непонятном языке. Любовь, воспетая и в русской, и в мировой литературе, претерпевает серьёзные изменения. На первое место выходит «ветеринарный секс»: только познакомились — уже в постель. Причём возраст вступления в половую близость значительно омолаживается — особенно у девочек. Это тоже не проходит безрезультатно, ибо в созревании личности существует стадия, которая называется романтической. Если человек через неё не прошёл, он останется Маугли. Они не способны на полноценные серьёзные семейные отношения, их любовь нищая. Они физически и интеллектуально полноценны, но созданные ими семьи весьма конфликтны и неустойчивы. Примером для молодых поколений должны быть Ромео и Джульетта, а не какая-нибудь поп-звезда и её многочисленные любовники.
«АиФ»: — Ромео и Джульетта для сегодняшних детей скорее могут стать примером не любви, а ухода из жизни — количество детских самоубийств растёт…
А.Б.:
Число самоубийств, особенно детских, убийств, количество алкоголиков и наркоманов — это всегда показатель проблем общества. А сегодня к ним прибавились и нехимические зависимости: игровая, компьютерная. Мы называем это уходом от жизни, в которой подростки не могут найти себе место.
Вносят свою лепту и новости. Про Сердюкова и Васильеву, к примеру. Я бы вообще все сообщения об этой паре убрал с экрана, ибо это наносит психотравму людям. Они не понимают, как человек, замешанный в краже миллиардов, вместо ежедневного покаяния требует предоставления прекрасных условий, парикмахера, повара, общения с друзьями. Это показывают по ТВ, об этом пишут в газетах, что вызывает в людях неверие во власть и в своё будущее. А это наносит больший урон, чем украденные миллиарды. Когда нам показывают такой беспредел во власти, это развращает население. Как профессионал знаю: чтобы изменить психологию человека, бывает достаточно 5-7 лет. Но, чтобы её снова восстановить, необходимо не меньше трёх поколений!
Миллионы Чикатило
«АиФ»: — Знаю, что вы разработали программу, которая позволяет вычислить потенциально опасного преступника. Почему ею не пользуются наши правоохранители?
А.Б.:
Психиатрию недооценивают. А зря! По нашим расчётам, маньяк Чикатило обошёлся стране в 5 млн долл. только по одному показателю — за счёт недожития жертв, которые не выросли, не выучились, не работали, не платили налогов. Убеждён, что сегодня можно выявлять таких лиц до совершения ими преступления. На психиатрии, как на Миледи, вытатуировано клеймо о том, что она беспомощна, что наука ничего не может. Но это не так. Психиатрия сегодня может очень многое. Недавно у нас спасли молодую женщину, про которую коллеги и зарубежные консультанты сказали, что она умрёт. Даже болезнь её называется «смертельная кататония». А мы её вылечили. У нас, психиатров, есть два девиза: «Безнадёжных больных не существует!» и «Нет невозможного, есть неспособные!». Хотел бы эти наши девизы экстраполировать на нашу страну. Нет ничего невозможного, всё можно исправить. Правда, есть неспособные. Вот неспособные должны уйти из власти. Верю, что способных у нас немало, что благодаря им наша страна должна встать на ноги.