Беседа с психиатром Антоном Васильевичем ДЬЯЧЕНКО.

«Вас пугает, что ваш повзрослевший ребенок «виснет» за компьютером по 6-7… или 18 часов в сутки?

Вы ссоритесь по утрам, когда пытаетесь разбудить его и отправить в школу, в вуз, на работу, где он лишь отбывает время, чтобы поскорее вернуться к «компу»?
Он запустил учебу и его перестал волновать приближающийся ЕГЭ, грядущая сессия, успешная карьера…?
На столе нетронутая еда. По дому не дождешься от него помощи.
Он стал раздражительным, грубым, гневливым… Вы знаете, что он затеет скандал, если Вы попытаетесь оторвать его от компьютера.
Вы призываете его к здравомыслию, а он не внемлет: вновь и вновь сидит в Сети до утра, а просыпается за полдень…

И если эта картина повторяется изо дня в день, если у ребенка нарушен сон и пропал аппетит, а сам он стал малообщительным, безразличным к снижению академической успеваемости, риску исключения из учебного заведения, проявляет гнев и агрессию (вплоть до физической) при Ваших попытках ограничить время его пребывания on-line, то следует поторопиться с визитом к психиатру. На лицо симптомы компьютерной зависимости.

Сколько времени человек должен проводить перед компьютером, чтобы можно было судить о развитии у него зависимости?

Как в случае с алкоголизмом, где количество выпитого спиртного само по себе не является критерием сформировавшегося психического расстройства (однако, безусловно, должно настораживать), время, проводимое за монитором, не является определяющим в установлении зависимости. В нашей практике имел место случай обращения пациента, который в течение 72 часов играл в режиме on-line. Другой пациент, будучи ограниченным во времени бдительно следящими родственниками, играл по 1,5-2 часа в день, однако как только контроль был снят, продолжительность игры резко возросла, достигнув 16-17 часов в сутки. Были и такие проконсультированные нами пациенты, которые проводили в Сети 4-5 часов ежедневно, не проявляя при этом признаков зависимого поведения. Другими словами, временной показатель, который наиболее часто становится причиной обращения к специалисту, не является симптомом компьютерной зависимости и может отличаться у разных людей.

Задача врача установить, почему пациент стал проводить за монитором больше времени. И с этой точки зрения гораздо более существенными признаками зависимости являются перемены, происходящие в его психике, системе ценностей, мировоззрении, эмоционально-волевой сфере. Речь идет, в первую очередь, о нарушении контроля над побуждениями и сиюминутными желаниями, вытеснении прежних интересов и свойственных ранее эстетических потребностей, оскудении личности, угнетении ряда физиологических функций (сна, аппетита, чувства усталости, мочеиспускания, дефекации). Следствием этого является усиление социальной изоляции, усугубление академических, профессиональных и межличностных проблем.

Как проявляется компьютерная зависимость?

Итак, возникновение у человека зависимости от компьютера обусловлено тремя принципиальными условиями:
Первое — определенная предрасположенность к зависимости, связанная с наследственностью (почти всегда у родственников наших пациентов обнаруживаются проблемы с употреблением алкоголя, наркотиков и т.д.), с наличием органической патологии нервной системы, сопутствующих психических нарушений, с некоторыми личностными особенностями.

Второе – социально-психологические обстоятельства, запускающие механизм развития зависимости. К примеру, ощущение дискомфорта, постоянной тревоги у детей из неполных семей или таких, где не затихают постоянные разногласия и ссоры между родителями. Важное значение имеют сложные отношения со сверстниками. Все эти обстоятельства воспринимаются подростками (и даже некоторыми взрослыми), имеющими предрасположение, как труднопреодолимые, от которых хочется хотя бы на время устраниться, убежать.

Третье – наличие «двери», через которую совершается иллюзорный побег. Невежественно считать компьютер и Интернет причиной Зла. Но при определенных обстоятельствах они могут стать «благоприятной» средой для развития расстройства у лиц, предрасположенных к этому. Виртуальный мир позволяет легко компенсировать эмоциональные, коммуникативные и волевые проблемы. То, что в реальной жизни человек достигает, прилагая большие усилия, претерпевая неудачи и потери, в компьютерной реальности можно получить без особого труда. Несколько щелчков «мышкой» — и повысилась собственная самооценка, получены до этого недоступные впечатления, удовлетворены стремления к превосходству, лидерству, признанию.

Почему необходимо обращение к психиатру?

Когда Вы решаете, к кому обратиться по данной проблеме, важно знать, что компьютерная зависимость далеко не всегда развивается по сугубо психологическим механизмам и достаточно часто «маскирует» более тяжелое психическое расстройство. У детей и подростков, к примеру, таким расстройством чаще всего является шизофрения. Поэтому только психиатр компетентен на основе тщательной диагностики поставить верный диагноз и назначить своевременное индивидуальное лечение.

Кроме того, необходимо учитывать, что описанное выше предрасположение не является уникальным для компьютерной зависимости и с высокой вероятностью может быть воплощено в практически любой другой форме зависимого поведения – как химической, так и нехимической. В связи с этим следует понимать, что, отняв компьютер, Вы закроете перед ребенком лишь одну из десятков дверей для реализации патологического влечения. «Переход» от увлечения виртуальным миром к другой зависимости может происходить и самостоятельно: при всей яркости и насыщенности компьютерной жизни однажды и она перестает казаться достаточно увлекательной, и зависимый выходит на поиски нового источника стимуляции.
Для врачей нашего Центра стало обыденностью, когда, обследуя пациентов, обратившихся по поводу наркомании, алкоголизма, зависимости от азартных игр, мы обнаруживаем, что долгое время они уходили в виртуальный мир с помощью компьютера.

Как бороться с компьютерной зависимостью?

У любой зависимости выделяется два компонента.
Первый – психологический, наиболее поверхностный: он включает первоначальные мотивы зависимого поведения и некоторые личностные изменения, происходящие в ходе развития расстройства. Традиционно лечение нехимической (в том числе, компьютерной) зависимости направлено именно на эти механизмы и сводится к психологической коррекции или психотерапии. При этом полностью игнорируется другой, глубинный механизм, формирующийся вследствие дисфункции головного мозга. Грамотный, точечный подбор лекарственных препаратов значительно повышает эффективность лечения. Доказано, что в головном мозге происходят изменения, подобные тем, что у пациентов, которые страдают алкоголизмом или наркоманией. Данные обстоятельства, а также опыт сотрудников нашего Центра позволяют утверждать, что наиболее перспективным и действенным в лечении компьютерной зависимости можно считать именно комплексный подход, сочетающий фармакологическое лечение с индивидуальной и семейной терапией. Исследовательской группой «Феникса» разработаны уникальные методики, нами получено два патента на изобретение, позволяющие определять наиболее эффективную тактику терапии и достигать положительных результатов.

В заключение хочется обратиться к родителям, на которых лежит ответственность за судьбу своего ребенка. Помните, компьютерная зависимость формирует резкую дисгармонию характера, препятствующую нормальной социализации личности. Без этого не может быть полноценной, счастливой личности. Родительский долг – обеспечить нравственное, психическое и физическое здоровье своему ребенку.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!