Нарушения сна у детей являются актуальной проблемой современной педиатрии и детской психиатрии поскольку встречаются очень часто:

  • в возрасте до 2,5 лет — 84%;
  • 3-5 лет — 25%;
  • 6 лет – 13,6%.

Расстройства сна у детей не только приводят к ухудшению дневного самочувствия, эмоционального настроя, работоспособности, но и сопряжены с нарастающим риском развития соматических заболеваний. Ввиду разрушающего влияния нарушений сна на здоровье и качество жизни ребенка и его семьи важно своевременно провести диагностику и комплексную медико-психологическую коррекцию выявленных патологических состояний.

К числу таких патологий относится инсомния (расстройство сна, бессонница, нарушение цикла «сон — бодрствование»), которая существует в различных формах:

  • инсомния по типу неправильных ассоциаций засыпания: у детей формируются неправильные ассоциации, связанные со сном (например, потребность засыпать только при укачивании, кормлении), а при попытке их прекратить или скорректировать возникает активное сопротивление ребенка, приводящее к сокращению времени сна. Такие дети не засыпают вечером без активного участия родителей, ночью много раз пробуждаются и требуют подхода взрослых и предоставления им привычных ассоциаций.
  • инсомния по типу неправильных установок сна: ребенок отказывается засыпать в установленное время или в определенном месте, выражая свой протест длительными и частыми просьбами покормить, сводить в туалет, успокоить (симптом «зова из-за двери») или приходит в родительскую постель спать по ночам.

К расстройству сна относится и гиперсомния — состояние чрезмерной сонливости и приступов сна в дневное время или затяжной переход к состоянию полного бодрствования при пробуждении. Одним из проявлений гиперсомнии является нарколепсия – заболевание, основным признаком которого являются приступы непреодолимой сонливости.

Есть целый ряд феноменов, которые возникают в процессе сна или при засыпании и пробуждении, но непосредственно с ними не связаны:

  • сноговорение – произнесение слов или звуков во время сна в отсутствие субъективного осознания эпизода. Это доброкачественный феномен, который в детском возрасте встречается значительно чаще, чем во взрослом.
  • снохождение – форма измененного сознания, при которой сочетаются состояния сна и бодрствования. Во время эпизода сомнамбулизма человек встает с постели (обычно в течение первой трети ночного сна) и ходит, демонстрируя низкий уровень осознания, реактивности и двигательного умения; при пробуждении он обычно не вспоминает случившееся. Часть случаев снохождения носит эпилептический характер.
  • кошмары – переживания во сне, перегруженные тревогой или страхом, яркие и обычно включающие темы, касающиеся угрозы жизни, безопасности или самооценки, имеющие тенденцию к повторению; больной помнит все детали содержания сна. В течение типичного эпизода нет заметных восклицаний или движений тела.
  • ночные страхи (ужасы) – ночные эпизоды крайнего ужаса и паники, сопровождаемые интенсивными восклицаниями, движениями и высоким уровнем вегетативных проявлений. Ребенок садится или вскакивает с постели (обычно в течение первой трети ночного сна) с паническим криком. При этом он не реагирует на обращенные к нему слова, а попытки успокоить могут привести к усилению страха или сопротивлению. Воспоминание о случившемся, если оно имеется, очень ограничено (обычно один или два фрагмента мысленных воображений).
  • синдром «беспокойных ног»: возникновение неприятных, иногда болезненных ощущений в нижних конечностях, которые появляются чаще перед наступлением сна, нарастая к середине ночи, и вызывают сильное желание двигать ногами. Эти движения облегчают состояние пациента и могут продолжаться от нескольких минут до нескольких часов, задерживая наступление сна. Это может быть связано и дефицитом железа, обменными расстройствами и другими причинами. Пациент во сне периодически совершает движения конечностями (разгибание большого пальца, сгибание голеностопного сустава и др.), о чем он даже не подозревает. Это состояние может вызывать пробуждение, что приводит к фрагментации сна и дневной сонливости.
  • ночные крампи (болезненные спазмы, судороги) — ритмические двигательные расстройства (группа стереотипных повторяющихся движений головы, туловища и конечностей), а также бруксизм.
  • ритмичное качание головой (чаще в период, непосредственно предшествующий сну, реже во время сна), которое, как правило, существенно уменьшается к 2–3 годам жизни.
  • бруксизм – эпизоды скрежетания зубами во время сна, чаще всего ассоциированные с пережитыми днем событиями, а также проявлениями у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В педиатрической практике часто встречаются проблемы расстройства дыхания во сне:

  • синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) – это состояние, характеризующееся наличием храпа, периодическим спадением верхних дыхательных путей на уровне глотки и прекращением легочной вентиляции при сохраняющихся дыхательных усилиях, снижением уровня кислорода в крови, грубой фрагментацией сна и избыточной дневной сонливостью.

У детей с СОАС могут отмечаться СДВГ, дневная сонливость, агрессия, соматизация жалоб, депрессия, школьная неуспеваемость, отставание в физическом и психическом развитии.

Итак, без обращения к специалисту – педиатру, психиатру – справиться с серьезными проблемами нарушения сна у ребенка и предотвратить развитие негативных последствий – возникновения и развития психических и соматических заболеваний — невозможно.

Однако каждый родитель в состоянии позаботиться о гигиене сна своего ребенка и провести ряд профилактических мероприятий:

  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • пробуждение и укладывание ребенка в одно и то же время;
  • ограничение перед сном умственной и физической активности, а также приема стимулирующих напитков (особенно содержащих кофеин, уменьшающий выработку мелатонина);
  • обеспечение комфортных условий сна (минимальный уровень освещенности, прохладная температура воздуха – понижение температуры окружающей среды и тела инициирует наступление сна);
  • ограничение объемов принимаемых перед сном пищи и жидкости.

Диагностика и коррекция расстройств сна в детском возрасте является сложной проблемой, которой должен заниматься врач.

Только он сможет учесть все причины и клинические проявления нарушений сна, нейрофизиологические и биохимические механизмы его регуляции и назначить правильное комплексное лечение.

Только специалист может своевременно предотвратить развитие соматических и психопатологических заболеваний у ребенка. Однако максимальной эффективности терапии можно добиться исключительно при объединении усилий врача и родителей.

Это единственный путь к улучшению качества жизни самого ребенка и его семьи не только сегодня, но и в будущем.