Коллектив ЛРНЦ «ФЕНИКС» полностью поддерживает мнение РОП и его Президента Незнанова Н.Г.
Когда мы вместе и едины, мы не победимы!
Горды, что все врачи и клинические психологи ФЕНИКСА являются членами РОП.
Директору Департамента организации
экстренной медицинской помощи
и экспертной деятельности
С.В. ПолунинуГлубокоуважаемый Сергей Викторович!
Проблема профилактики общественно опасных действий психически больных не нова. Следует отметить, что, вопреки бытующему мнению, доля общественно опасных действий, совершаемых лицами с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в общем числе преступлений относительно невелика и отражает не столько уровень заболеваемости психической патологией, сколько уровень криминализации общества в целом. Об этом свидетельствуют и данные, приведенные в письме первого заместителя министра внутренних дел А.В. Горового: в 2018 г. доля общественно опасных действий, совершенных лицами в состоянии невменяемости, в общем числе преступлений составила всего 0,76% (7 070 случаев из 931 107 преступлений, совершенных в РФ). При этом, среди лиц, совершивших преступления в состоянии невменяемости, далеко не все к моменту совершения правонарушения наблюдались у врачей-психиатров и, тем более, находились под диспансерным наблюдением. Преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, больше – 36% от всех преступлений. Однако совершение правонарушения в состоянии опьянения не означает, что правонарушитель страдает алкогольной или наркотической зависимостью или что он находится под диспансерным наблюдением в психиатрической или наркологической службе.
Предоставление органам МВД базы данных о лицах с психическими расстройствами и расстройствами поведения противоречит принципам медицинской этики и деонтологии, нормам отечественного законодательства в области здравоохранения, фактически стигматизирует лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения, поскольку основывается на убеждении, что психическое заболевание само по себе предполагает склонность к совершению ими преступлений. Реализация такого подхода, сомнительного с точки зрения улучшения профилактической работы, в то же время создает условия для возможных злоупотреблений в этой сфере, ущемления прав и законных интересов граждан.
Следует иметь в виду серьезные негативные последствия предлагаемой передачи данных о психически больных органам внутренних дел. В настоящее время в обществе сформировалось мнение об исключительно карательном характере психиатрической помощи. Больные, их родственники опасаются обращаться за психиатрической помощью. Это является одной из причин поздней диагностики психической патологии, а в контексте рассматриваемого вопроса — часто уже после совершенного деликта. Если общественность будет информирована о передаче данных об обращении за психиатрической помощью в полицию, это еще более усугубит существующую ситуацию.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина — обязанность государства. В соответствии со ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Одним из фундаментальных прав гражданина, в соответствии со ст. 23 Конституции, является право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Информация о состоянии здоровья граждан является важным аспектом частной жизни.
В соответствии с действующим законодательством, на лиц с диагнозом психического расстройства и расстройства поведения, в том числе связанного с употреблением психоактивных веществ, распространяются положения статьи 13 Федерального закона № 323-ФЗ, предусматривающие запрет разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей (часть 2 статьи 13). Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, допускается в определенных законом целях только с письменного согласия гражданина или его законного представителя (часть 3 статьи 13), при этом за нарушение медицинским работником или медицинской организацией обязанности по соблюдению врачебной тайны, наступает дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Статья 92 (ч. 4) Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что при ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Статья 8 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» допускает требование предоставления сведений о состоянии психического здоровья либо обследования его врачом-психиатром гражданина лишь в случаях, установленных законами Российской Федерации. В статье 9 Закона закреплено, что сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи, составляют врачебную тайну, охраняемую законом.
Целью диспансерного наблюдения за психиатрическими и наркологическими пациентами является динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, что в свою очередь является профилактикой совершения пациентами правонарушений, в том числе в состоянии опьянения. Передача информации в органы внутренних дел о всех гражданах, имеющих психиатрическую или наркологическую патологию, будет способствовать усилению стигматизации профильной службы, что скажется на снижении обращаемости граждан за специализированной помощью на ранних стадиях заболевания и невозможности проведения с ними профилактической и лечебной работы.
Нахождение гражданина в состояние опьянения не является основанием наличия у него таких заболеваний как алкоголизм или наркомания. Помимо этого, согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», алкоголизм и наркомания не внесены в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Вместе с тем, в рамках действующего законодательства на всей территории Российской Федерации осуществляется обмен информацией между органами МВД и медицинскими учреждениями в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и склонных к общественно опасным действиям, а также в отношении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
Ранее взаимодействие органов здравоохранения и органов внутренних дел в данном направлении регламентировалось приказом Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией». В настоящее время данная законодательная норма не действует в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.2003 № 492 и приказом Минздрава России от 18.05.2016 № 304.
Межведомственное взаимодействие в процессе наблюдения за больными с психическими расстройствами, находящимися на активном диспансерном наблюдении, регулируется приказом Минздрава России и МВД России от 30 апреля 1997 г. N 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами», который определяет порядок осуществления активного диспансерного наблюдения, которое на протяжении нескольких десятилетий является значимой мерой предупреждения общественно опасных действий лиц с психическими расстройствами в нашей стране. Данный вид профилактической работы был признан действенным, нуждающимся в сохранении и развитии решением Правительственной комиссии по профилактике правонарушения (Протокол 34 от 16.12.2016 г.).
Пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) предоставляет полиции право запрашивать и получать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
В соответствии с п. 35 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции действительно включено оказание содействия органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра. При исполнении данной обязанности информация о диагнозе пациента сотрудникам полиции не передается.
Таким образом, в настоящее время обмен информацией между органами внутренних дел и медицинскими организациями в части предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, регламентирован действующим законодательством, которое не предусматривает возможность передачи информации органами здравоохранения органам внутренних дел о больных с психическими расстройствами, наркоманией и алкоголизмом в случаях, не отвечающих требованиям Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Расширение рамок взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения путем создания системы (подсистемы), аккумулирующей сведения о больных с психическими расстройствами, наркоманией и алкоголизмом, с последующей ее интеграцией с информационными базами данных МВД России, требует существенной дополнительной проработки и внесения изменений в законодательные акты РФ.
В связи с вышеизложенным, предложение МВД России о предоставлении органам внутренних дел баз данных о лицах с психическими расстройствами и расстройствами поведения является явно избыточным, не соответствующим заявляемым целям и не соответствующим нормам Конституции РФ и действующего законодательства РФ.
С искренним уважением,
Президент Российского общества психиатров,
Директор ФГБУ «НМИЦ ПН им. Бехтерева» Минздрава России,
Заслуженный деятель науки РФ
профессор Н.Г. Незнанов
Источник: Российское Общество Психиатров