
Какова роль психотерапевта при лечении пациента с патологической реакцией утраты?
При лечении пациента с осложненным горем любая «правильная» терапия не принесет должного результата, если не будет осуществлена адекватная психотерапевтическая поддержка на разных стадиях реакций утраты:
- эмоциональный шок, оцепенение, «окаменелость» или протест,
- тоска и желание вернуть потерянного человека,
- дезорганизация и отчаяние,
- разрешение.
Диагностика состояния осуществляется не только с учетом клинических (психических, соматических, неврологических) симптомов, но и психологических характеристик пациента. Именно психологическая составляющая обеспечивает специфичность всего терапевтического процесса, специфичность, проявляющуюся в воздействии на горе.
Целью психотерапии является экологичное переживание значимой утраты в психологическое пространство субъекта, перенесшего смерть близкого человека и его адаптация к «новой» жизни, жизни без умершего.
Для осуществления этой цели лучше всего подходит синергетическая психотерапия, в ходе которой лечебный процесс трансформируется и приобретает форму самоуправляемого развития личности пациента. При этом основной акцент делается на организацию психотерапевтического альянса, достигаемого только тогда, когда происходит качественное сближение врача и пациента. Психотерапевтическое воздействие должно быть «мягким» и точным. Со временем врачебное воздействие должно перейти в самоуправление, осуществляемое пациентом (запускаются процессы самоорганизации).
Схему психотерапевтического ведения можно подразделить на три этапа:
- этап кризисной поддержки;
- этап стабилизации состояния;
- реабилитационный этап.
Главное правило синергетической психотерапии — принятие того темпа работы пациента, который он сам предлагает.
По мере отдаления от трагического события душевная боль в «норме» уменьшается. Она не должна быть всеобъемлющей, это должна быть печаль, контролируемая и уместная месту и времени. Способность самоконтроля является одним из признаков психического здоровья.
В ситуации смерти близкого человека переживание горя не должно избегаться или полностью подавляться. При патологических проявлениях этот процесс контролируется и управляется в системе психотерапевт-пациент. Человек должен пережить боль, не разрушившись как личность и не причинив своему здоровью невосполнимого вреда.
Признаками выздоровления можно считать способность адресовать большую часть эмоций не усопшему, а новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли.
Печаль может остаться, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но печаль спокойная, «светлая».
Выздоровление наступило и психотерапия может быть завершена, когда человек, переживший утрату, вновь способен вести нормальную жизнь. Он адаптировался к новым жизненным реалиям, проявляет интерес к жизни, осваивает новые роли, создает новое окружение и может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера.
В нашем центре работают опытные психиатры, психотерапевты, клинические психологи , чья высокая квалификация подтверждается многочисленными обращениями к ним пациентов. Нашим врачам доверяют, потому что они профессионалы.
БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ СВОИХ БЛИЗКИХ!
ВОВРЕМЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПСИХИАТРАМ, ПСИХОТЕРАПЕВТАМ, КЛИНИЧЕСКИМ ПСИХОЛОГАМ!
предыдущие части:
- Тяжёлая утрата и горе, часть 1
- Тяжёлая утрата и горе, часть 2
- Тяжёлая утрата и горе, часть 3
- Тяжёлая утрата и горе, часть 4
- Тяжёлая утрата и горе, часть 5
- Тяжёлая утрата и горе, часть 6