Мы находимся в эпицентре эпидемии и, возможно, пандемии тревоги и обеспокоенности. Беспокойство, которое люди испытывают о себе, семьях, финансах и работе, ошеломляет миллионы людей.

Все чаще люди задумываются о том,что они не успели сделать, какие возможности не реализовали. Но некоторые также говорят о своих мыслях, перспективах и жизненных планах того, что они сделают, чтобы изменить свою жизнь в будущем – если они выживут при эпидемии.

Подумайте, что эта неопределенность делает с людьми, у которых есть глубинная эмоциональная или психическая проблема, которая хорошо контролируется. Эти люди страдают еще больше. Между тем, состояние людей с обсессивно-компульсивным расстройством, которое находилось под контролем, по-видимому, ухудшится дополнительной стрессовой ситуацией.

Социальная дистанцированность и самоизоляция нарушили наш привычный уклад жизни. Для многих людей нет работы, нет возможности проводить время с теми, кто нам дорог, нет возможности ходить в кино или в театр, нет возможности делать покупки по своему усмотрению, нет возможности ходить в школу. Родители с детьми на дому сообщают о разочаровании в отношении работы из дома и дистанционного обучения. Врачи на передовой в это беспрецедентное время сообщают о том, что у них нет надлежащего защитного снаряжения и они беспокоятся о возможности заражения своих семей.

Мы слышим истории о заражении и даже смерти некоторых молодых и людей среднего возраста без каких-либо сопутствующих заболеваний, не говоря уже о пожилых людях. Люди плачут и легко впадают в отчаяние и гнев. Добавьте к этому ночные кошмары, постоянные тревожные состояния, бессонницу и снижение концентрации внимания.

Мы видим сообщения в новостях о том, что люди запасаются оружием и боеприпасами, а также случай, когда один человек принял внутрь и умер хлорохин нефармацевтического класса в попытке предотвратить covid-19. Шумиха, полуправда и ложная информация из некоторых популярных СМИ только ухудшают ситуацию. Отсутствие скоординированных действий между местными, государственными и федеральными органами власти также усиливает страх и отчуждение.

Мы являемся свидетелями национальной эпидемии травматизма. В частности, то, что мы имеем здесь, — это клиническая картина ПТСР.
ПТСР четко определяется как травматическое расстройство с реальным или предполагаемым переломом в жизни. Изоляция (которую мы создаем как способ «сгладить кривую» или замедлить распространение COVID-19), хотя эта стратегия отвечает нашим лучшим личным и общественным интересам в области здравоохранения, является одновременно болезненной и стрессовой. Фрустрация, воспоминания о прошлом жизненном опыте плюс воспоминания перенесенных болезнях отмечаются у людей. Избегание, даже если оно запланировано в данном случае, является частью комплекса ПТСР.

Что психиатры могут сделать, чтобы облегчить эти страдания?

Во – первых, конечно, необходимо прислушаться к научным экспертам и данным и сказать людям, чтобы они сделали то же самое. Большинство экспертов скажут, что COVID-19 является легкой или умеренной болезнью для подавляющего большинства людей. Также необходимо побуждать людей соблюдать меры предосторожности, предусмотренные Центрами по контролю и профилактике заболеваний, такие как дистанцирование, мытье рук и воздержание от общения с теми, кто болен. Объясните людям, что в настоящее время нет вакцины для предотвращения COVID-19. Лечение в основном носит поддерживающий характер, и в настоящее время изучаются некоторые лекарства. Однако мы можем расширить возможности людей, помогая им развивать навыки, направленные на повышение способности расслабляться и сосредотачиваться на более позитивных аспектах жизни, чтобы разорвать цепь стресса и напряжения тревоги, а также контролировать ПТСР.

Необходимо научить людей расслабляться, используя простой трехточечный метод:

  • Устраивайтесь поудобнее в удобном кресле и медленно считайте от одного до трех. На счет один сделайте одну вещь: «закатите глаза до самой макушки.»
  • На счет два сделайте две вещи: «закройте веки и сделайте глубокий вдох.»
  • На счёт три медленно выдохните, расслабьте глаза и сконцентрируйтесь на спокойном ощущении парения.
  • Делайте это примерно от 30 секунд до минуты.
  • Посчитайте в обратном порядке и откройте глаза.

Человек заметит, как хорошо и спокойно он будет себя чувствовать.
После этого упражнения заставьте человека выйти за рамки простого расслабления. В следующем упражнении люди могут войти в расслабленное состояние, представив себе киноэкран. Скажите этому человеку, чтобы он сделал две вещи:

  1. Посмотрите на воображаемый киноэкран и проецируйте на него любую приятную сцену, какую пожелаете; это ваш экран. Вы почувствуете, что становитесь все более и более расслабленным. Человек может делать это один, два, три или сколько угодно раз в день. Упражнение может длиться 1 минуту или 5 минут.
  2. Включите релаксацию «1, 2, 3»,описанную ранее, позволяя себе войти в это спокойное состояние. Теперь на экране представьте себе толстую линию по центру, а с левой стороны проецируйте свои тревоги, тревоги и страхи. Идея состоит в том, чтобы видеть их, но не переживать. Затем переместитесь на другую сторону экрана и снова визуализируйте любую приятную сцену, которую вы пожелаете. Опять же, делайте это в течение 1 минуты или 5 минут.

Вы заметите, что приятная сцена справа будет преодолевать тревожную сцену слева, так как приятное в большинстве случаев преодолевает тревогу. Для многих эти техники оказались очень полезными,будь то тревога или страх,или и то, и другое вместе. Эти методы являются хорошим началом для контроля ПТСР и успешного его лечения.