Источник: Жемчужина здоровья №1 2007

Говоря о здоровье, мы в основном подразумеваем физическое состояние, зачастую обходя вниманием психическое здоровье. И если человек не страдает крайними формами психических расстройств, считаем его вполне здоровым, а некоторые особенности списываем на взрывной характер, фанатичную увлеченность, недостатки воспитания и т.д. А обращение к психиатрам, как правило, происходит в крайних случаях. Вероятно, это идет от нашего незнания азов психиатрии, ее возможностей и достижений. Так что же такое психиатрия сегодня? Этот вопрос мы адресовали заслуженному врачу России, доктору медицинских наук, профессору, президенту лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс», заведующему кафедрой психиатрии и наркологии Ростовского государственного медицинского университета БУХАНОВСКОМУ Александру Олимпиевичу.

Исторически сложилось так, что подавляющее большинство людей предвзято относятся к психиатрии. Психиатрического диагноза боятся, убеждены, что психически больные неполноценны и опасны, а психиатрия ничего не может сделать, кроме как таких людей социально ограничить. Но это далеко не соответствует действительности. Специальность «психиатрия» на сегодняшний день одна из самых востребованных. Я задаю своим студентам вопрос:

— Когда человек впервые сталкивается с психиатрией?

В основном отвечают:

— После полового созревания. Перед призывом в армию.

— Да? А когда человек впервые слышит «идиот», «психопат», «шизофреник»?

— В 2-3 года слышит.

Так это и есть первое столкновение с психиатрией. Исторически сложилось так, что «идиотия», «психопатия», «шизофрения» и др. — психиотрические термины, которые вошли в общественное сознание как слова нарицательные — оскорбления. Люди стесняются осмотров, скрывают сам факт обращения к психиатру. Такое явление определяется термином стигматизация (от греч. «стигма» — клеймо, которое раньше ставили на преступников). Это и есть одно из проявлений нищеты психиатрии — проблема, корни которой имеют историческое происхождение. Психиатрии приписывались мистические свойства, а люди, страдающие психическим недугом, считались помеченными дьяволом, одержимыми. Первые больницы напоминали тюрьмы. В силу этого образовался большой разрыв в изучении психических болезней. Следует отметить, что психиатрия имеет философско-теологические истоки в отличие от других направлений медицины, которые произрастали из тесно научных основ. И нам не раз приходилось доказывать, что психиатрия такая же наука, как и остальные. В наши дни психиатрия развивается столь же динамично, как и другие науки. Сегодняшние достижения в этой области колоссальны. Блеск современной психиатрии в ее возможностях. До 80% больных могут жить без эпилептических припадков, шизофрения в профессиональных руках прекрасно лечится, а слабоумие, которое еще 5 лет назад считалось необратимым процессом, также сегодня излечимо. От депрессии в наше время страдает каждый пятый, у четверти больных этот недуг приобретает хронический характер. Сегодня же больные должны быть полностью излечены от депрессии. Все это во власти психиатрии. Стигматизация же приводит к тому, что врачей-психиатров боятся, с большей охотой идут к колдунам, экстрасенсам, а к нам попадают уже в далеко зашедших случаях.

Надо отметить, что последние 15-20 лет наблюдается значительный рост психических заболеваний. Психические болезни — это лакмусовая бумажка благосостояния общества и в период неблагополучия их доля значительно возрастает. Но самое главное, психическое здоровье общества может быть разрушено за 10-20 лет, а его восстановление займет два поколения. Сохранение физического и психического здоровья является на сегод­няшний день важнейшей го­сударственной задачей.

Не следует забывать, что психическое здоровье очень хрупкое и нарушиться может от многих факторов. Один из таких факторов — эндогенный, включающий в себя наследс­твенные недуги. Болезни с наследственной предраспо­ложенностью имеют опас­ный возраст возникновения и довольно часто являются провоцируемыми. Один из серьезнейших провокаторов сегодня — это стрессовая си­туация.

Следующий фактор — эк­зогенный, к нему относят действие вибрации, токов сверхвысокой частоты, трав­матическое и химическое воздействие. Химическое в свою очередь — это, помимо алкоголя и наркотических средств, также неблагопри­ятная экология, от влияния которой в наше время никто не застрахован. Дети, рож­денные в таких экологических зонах, нередко страдают де­фицитом внимания и гипер­активностью. С виду обычный ребенок, но в младенчестве он плохо спит, беспокоен; в школе неусидчив, будучи способным, учится плохо; в дальнейшем у него трудно выработать чувство долга, ответственности. Родители, учителя, как правило, все списывают на огрехи воспита­ния и друг на друга. Таких же детей надо не воспитывать, а лечить — это «трудные дети», дающие высокий риск вовле­чения в криминальную среду, наркоманию, и их сегодня в популяции от 12% до 20%.

Неблагоприятная дина­мика сохраняется в разви­тии болезней, вызванных психогенными социальными факторами. Такие факторы отражают неблагополучие и противоречия в обществе (макросреда) и ближайшем окружении (семья, группа). Ряд из них ведет к дисгармо­нии личности, что в свою оче­редь влечет возникновение психопатии, невроза. Одной из первых причин, вызываю­щих дисгармонию личности, является система воспитания. Именно психиатры впервые описали аномальные сис­темы воспитания, такие как «кумир в семье», «по типу золушки» и т.д.

Также на дисгармонию характера немалое влияние в нашу эпоху оказала револю­ция в сфере средств массо­вых коммуникаций. Если 50 лет назад суточное общение ребенка с матерью составля­ло 1,5 — 2 часа, то сегодня оно сократилось до 20-30 минут. Телефонные разговоры, элек­тронная переписка оттеснили на второй план прямой кон­такт. А любому ребенку до 18-20 лет необходимо не только устное, но и невербальное общение с родителями, фор­мирующее у детей здоровые эмоции и чувства.

Особую тревогу сегодня вызывает структура внешколь­ного образования, отсутс­твие доступных организаций детско-юношеского досуга. У ребенка существует естест­венная потребность реализо­вать себя в каком-либо виде деятельности, так называемая реакция пубертатного возрас­та — реакция хобби. В условиях недоступности ее реа­лизации молодежь уходит в неконтро- I лируемое пространс­тво, отсюда исток распространенности спортивных, музы­кальных фанатов, фор­мирование группировок скин-хедов. Многие из I подобных увлечений ог­лупляют, оболванивают молодых людей, ведут к агрессивному поведению.

Немалый вклад в про­блему дисгармонии личнос­ти в нашей стране внесли ло­кальные войны и терроризм. От 40% до 60% психических заболеваний связаны с пост­травматическими стрессовы­ми расстройствами, которые в свою очередь приводят к жес­токости или безысходности. Отдельным пунктом хоте­лось бы коснуться проблемы, возникшей в начале 90-х го­дов прошлого столетия и на се­годняшний день приобретшей масштабы государственного значения, — это нехимическая зависимость. Наш центр явля­ется одним из ведущих в стра­не в разработке программ по борьбе с нехимической зави­симостью, к которой относят зависимость от азартных игр, Internet-зависимость, спи-доманию (скоростное пере­мещение), множество форм сексуальной зависимости… Следует отметить, что любая зависимость отражается на физическом здоровье, а так­же наносит ущерб экономике, обществу в целом и третьим лицам, всегда страдает семья, ближайшее окружение боль­ного.

Однако, несмотря на сложность, все эти пробле­мы сегодня разрешимы. И в дальнейших выпусках бо­лее подробно пойдет речь о многих упомянутых выше заболеваниях, о том, как от них защититься (диа­гностическими, лечебными методами), как понять, что состояние выходит за пре­делы нормы, какие сущест­вуют формы профилактики. Хочу сразу оговориться: в психиатрии самолечение не допустимо, последствия могут быть ужаснейшими, в любом слу­чае необходимо обращаться к специалисту. Не стоит бо­яться психиатрии, ведь это единственная медицинская специальность, одной из за­дач которой является защита пациента. Психиатрический диагноз сегодня — это не ущербность. Я вообще счи­таю, что психические болез­ни поражают лучшую часть человечества. Люди, прини­мающие все близко к серд­цу, готовые откликнуться на любую беду, в результате получают гораздо больше эмоциональной и стрессо­вой нагрузки. И, конечно, не может быть и речи о не­полноценности психически больных. История не раз до­казывала, что психические расстройства идут рука об руку с наукой и искусством. Самые выдающиеся личнос­ти либо сами были больны, либо страдали их близкие. Сегодня необходимо менять отношение людей к психиат­рии, повышать грамотность населения касательно свое­го психического здоровья. Здоровье нужно сохранять, и психическое не менее важ­но, чем физическое.