Хронические боли и жалобы на усталость могут уменьшиться, если пациенты научатся принимать свои чувства. Появляется все больше доказательств того, что «исцеляющие мысли» действительно дают эффект.

И все-таки, как так получается, что психотерапия иногда помогает при физических недугах? Все больше исследований последнего времени показывают этот эффект. Люди страдают от постоянных болей в животе, головных болей или сердцебиений, головокружений – и единственное, что им помогает, это когнитивная поведенческая терапия.

Но данная психическая терапия помогает, как оказалось, не только при перечисленных «обычных» соматических жалобах, но и при иных расстройствах. Это большей частью расстройства, физическая причина которых не обнаружена, например, синдром хронической усталости, фибромиалгия (хронические мышечные боли), синдром раздраженного кишечника.

По существующим оценкам, такие неясного происхождения расстройства присутствуют у 5 — 10% населения. Врачи-интернисты примерно у половины своих пациентов не находят никаких физических причин для предъявляемых жалоб на состояние здоровья. При этом подчас речь идет о жалобах, у которых, на первый взгляд, есть вполне очевидная причина, например, усталость вследствие химиотерапии при онкологических заболеваниях, но эта усталость сохраняется неожиданно долго после излечения основного заболевания.

Они – не психически больные

Физиология телесно необъяснимых жалоб пока не прояснена. У таких пациентов, например, не обнаружено какого-то иного гормонального или энергетического метаболизма, и мозг у них функционирует так же, и в организме у них нет каких-то иных веществ. «И эти пациенты вовсе не психически больные,» – говорит проф. Gijs Bleijenberg (Неймегенский университет). Он специализируется на психологических аспектах хронической усталости. Bleijenberg подчеркивает, что нет каких-то личностных особенностей, связанных с подобными жалобами. То есть, речь не идет изначально о людях, которым трудно соотнести между собой какие-то вещи, или о людях неуверенных в себе, или лабильных. «Мы это исследовали».

И потому еще труднее сказать, почему когнитивная поведенческая терапия производит у таких людей физический эффект. В среднем за 12-14 сеансов люди обучаются по-другому думать о своих жалобах и в большей мере принимать их. То есть, не только думать «Господи, как же я устал», но так же «это неприятно, но не катастрофа». Или «у меня болит голова, но это же не рак, и я все же могу делать то, что мне нравится». Они также делают расслабляющие упражнения, учатся устанавливать нормальный цикл сна и бодрствования, и достаточно физически двигаться. Поразительно, что по мере работы физические жалобы действительно уменьшаются. Исследовательская группа Bleijenberg показала также, что поведенческая терапия значительно снижает чувство усталости у половины бывших раковых больных, тогда как в контрольной группе этот эффект отмечен лишь в 4%. Данный эффект все еще прослеживался и два года спустя (Journal of Clinical Oncology, October 2006). Коллеги из других стран сообщают о сопоставимых результатах при других заболеваниях. Так, недавно выполненное в Маастрихте диссертационное исследование, показывает пользу от такого подхода у более 50% пациентов с фибромиалгиями. Уменьшение количества припадков отмечается и у пациентов с эпилепсией (Journal of Behavioral Medicine, October 2010).

Механизмы

Как так получается? Эксперты предполагают несколько возможных механизмов. Если человеку удается нормализовать свой ритм сна и бодрствования, и наладить регулярное питание, физическое движение и работу, то тогда, например, можно ожидать «оздоровления» его гормонального и энергетического обмена. Вследствие этого организм начинает лучше функционировать, и пациент лучше себя чувствует. Также известно, что активность специфических отделов коры головного мозга явно различается до- и после когнитивной поведенческой терапии (Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences, July 2009). То есть, возможно, что изменения возникают в отделах мозга, управляющих определенными физиологическими функциями.

Возможно, что эффект когнитивной поведенческой терапии также можно сравнить с эффектом медитации: в результате понижается уровень гормона стресса кортизола и снижается кровяное давление, и частота сердечного ритма. Возможно, что эти физиологические эффекты редуцируют хронические жалобы. В частности, это может относиться к сравнительно новой форме поведенческой терапии – mindfulness.

Mindfulness означает осознание происходящего здесь и сейчас, осознанное отслеживание и различение своих мыслей, эмоций и восприятий. «Мы называем ее третьим поколением когнитивной поведенческой терапии,» – говорит профессор психиатрии Anne Speckens (Неймегенский университет). «Первое поколение – это классическая поведенческая терапия, которая исходит из вознаграждения желательного поведения и игнорирования или наказания нежелательного поведения. Второе поколение нацелено не только на поведение, но также на мысли о нем. Mindfulness идет чуть дальше: она занимается не столько содержанием мыслей, сколько отношением человека к этим мыслям».

Наблюдение

Люди учатся рассматривать свои мысли не как нечто заданное и устойчивое, но наблюдать за ними с расстояния, не вынося при этом никаких оценок и суждений. И отвязываться от негативных мыслей. Или принимать их. Для некоторых людей важно научиться именно этому, отмечает Speckens – чтобы они прекратили сопротивляться своим физическим жалобам. «Допуская / принимая свою боль или тревогу, они замечают, что и боль, и тревога не так сильны, как это им казалось раньше. Они перестают «быть» своими жалобами, и просто допускают, что те у них «есть».

Неймегенское исследование пока продолжается, а вот коллеги из Утрехтского университета уже сообщили в издании Psycho-oncology о хороших результатах применения терапии mindfulness у людей с хронической усталостью после рака. Шведские исследователи сообщают о том же для синдрома раздраженного кишечника (Behaviour Research and Therapy, October 2010).

Поведенческая терапия может использоваться и для детей с необъяснимыми телесными жалобами. Профессор когнитивной поведенческой терапии у детей и подростков Else de Haan (Амстердамский университет) завершила крупное исследование на детях с хроническими необъяснимыми болями в животе. Результаты оказались позитивными: их еще предстоит опубликовать. «Мы думаем, что в будущем возрастет роль способа обращения с болевыми раздражителями как среди детей, так и среди их родителей. Боль – это переживание. Важно значение, которое каждый из нас придает боли. Мы говорим такому ребенку: «возможно, ты более чувствителен к определенным раздражителям из твоего живота, и мы научим тебя с ними лучше управляться».

В любом случае нечто подобное следует в каждом случае формулировать осторожно – что с детьми, что с взрослыми. «Врачи никогда не должны говорить пациентам «это, мол, у Вас психическое», — говорит de Haan. «Людей это очень сердит. И по праву».

По материалам:
Helende gedachten. – NRC Handelsblad, 16.01.11, Sect. Wetenschap, p. 9.