Овсанна САРКИСОВА, специально для Doctor.161.ru
– Ну, как? Подготовились к школе? Все купили?
– Да уж. Канцелярские принадлежности – на год вперед. Форменных костюмов – два, рубашек – шесть…
Этот нескончаемый диалог двух особ, обеспокоенных сборами первоклассника, красноречиво свидетельствует о том, что приближается первое сентября. Но успели ли взрослые настолько же серьезно и ответственно, как к экипировке своего ребенка, отнестись к его психологической подготовке к обучению? А сами родители в полной ли мере осознают свою ответственность и настроены ли на ожидающие и их испытания?
Возрастной кризис 6-7-летнего ребенка характеризуется большей, чем прежде, утомляемостью и раздражительностью; появлением различных страхов и тревог, неуверенностью в себе; иногда обострением агрессивности или замкнутости. Конечно, на фоне этих психологических и физиологических проблем процесс вхождения ребенка в школу осложняется. Заблуждаются те родители, которые считают, что главное на этапе подготовки к школе – научить ребенка читать, писать и считать. Быть готовым к школе означает не столько уметь читать, писать и считать, сколько быть готовым всему этому научиться.
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям. Такой первоклассник может выкрикивать с места, отказываться отвечать у доски или с места, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми.
Готовность ребенка к школе определяется по трем основным факторам: социально-психологическому, личностному и интеллектуальному. И пренебрежение хотя бы одним из них неизбежно приводит к возникновению у ребенка трудностей.
Социально-психологическая готовность
У ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов и готовность к изменению своей социальной позиции. Чрезвычайно важно, чтобы у него была сформирована мотивация учения – желание приобретать знания, узнавать новое. Именно родители в беседах с ребенком должны рассказывать о важности и необходимости знаний, приобретаемых в школе, об авторитете учителя, о своем положительном опыте из школьной жизни. Всякий негатив в адрес школы или учителя подрывает мотивацию ребенка.
Признаки социальной приспособленности определяются по умению ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, делиться вещами, понимать других и считаться с ними; работать в коллективе; признавать авторитет учителя и разговаривать с ним иначе, чем с товарищами. Ребенок должен знать основные правила поведения в школе и принимать их.
Личностная готовность
Для успешного обучения ребенок должен обладать определенным уровнем самостоятельности и взрослости. На пороге школьной жизни происходит утрата «детскости», на смену которой приходит произвольность. Если уровень произвольности низкий, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, воспринимая их как повод для житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку. Ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками: устанавливать деловые контакты; воспринимать другого как партнера, ответ которого надо уметь выслушать, принять его точку зрения; адекватно реагировать на успех одноклассника или его неудачу.
Интеллектуальная готовность
Восприятие и мышление, внимание, память, речь.
У ребенка должно быть достаточно развито мышление логическое (способность определять сходства, различия предметов, объединять их в общие группы по существенным признакам); наглядно-действенное и наглядно-образное (умение манипулировать предметами, образами и представлениями)…
Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на необходимой работе и удерживать его в течение десяти минут. .
У ребенка должна быть развита способность к опосредованному и произвольному запоминанию. Следует знать, что к семи годам процесс формирования произвольной памяти можно считать завершенным…
Речь: все звуки должны быть усвоены и правильно произноситься; он должен владеть навыками общения в диалоге; уметь строить монологическую речь и пересказывать текст; обладать достаточным словарным запасом…
Особого внимания заслуживает формирование эмоциональной готовности первоклассника – умение принимать критику, давление; способность познать самого себя; развитие уверенности в себе, веры, что может справиться со своими школьными обязанностями; стремление к успеху и умение преодолевать отчаяние; понимание своего места среди других. Ребенок должен уметь откладывать исполнение своих желаний без чувства неудовлетворенности и унижения, принимать поручения с позитивным чувством…
Пусть каждый родитель познакомится с содержанием следующего «документа»…
Памятка родителям от ребенка
- Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
- Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим, и я единственный такой на всей земле.
- Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
- Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды, и я не верю в себя.
- Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными.
- Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки – преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
- Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах.
- Не вызывайте у меня чувства вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
- Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
- Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас.
- Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.
- Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.
- Заботьтесь обо мне!