В раннем возрасте предпосылкой к речевому развитию ребенка является крик. Если крик звонкий, звучный, интонированный — значит, причин для беспокойства нет.

В 1,5-3 месяца возникает гуление — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету. Это протяжные негромкие певучие звуки и слоги — цепочки гласных в сочетании с согласными.

С 3- х месяцев малыш гулит и агукает, поворачивает головку на знакомый голос взрослого, произносит первые слоги: «ма-ма», «ба-ба».

С 7 месяцев активно развивается лепет: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, тя-тя-тя и т.п.

С 9 месяцев появляются первые слова и звукоподражания: мама, папа, дядя, дай, ав-ав, тик-так, му-у и т.п. Ребенок показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале. Знает свое имя, выполняет простые просьбы («Дай ручку», «Помаши ручкой» и т.д.). Имитирует разные звуки.

С 10 месяцев произносит простые слова и дает односложные названия окружающим предметам и животным.

В год ребенок произносит до 10-15 слов.

В 1год 8 месяцев — 2 года 2 месяца у ребенка появляется простая фраза из двух и более слов: «мама, дай!», «ляля бах!» и т.п.

К двум годам словарный запас расширяется до 350 и более слов.

К двум с половиной годам ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов). Это — начало периода «почемучек»- периода вопросов: «А что это?», «Зачем?», «Почему?», «Где?», «Куда?». Ребенок понимает рассказ о событиях из своей жизни без их показа.

На третьем году жизни произношение детей еще далеко от нормы. В произнесении многосложных слов дети испытывают затруднения: не всегда могут сохранить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

К четырем годам словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Дети еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. Речь все еще носит ситуативный характер. Однако у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой.

У ребенка пятого года жизни активный словарь достигает 2500-З000 слов. Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из распространенных предложений.

Употребление более сложных предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

В этом возрасте улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Звукопроизношение полностью формируется к четырем, максимум к пяти годам.

Речь шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых. Затруднения отмечаются лишь если в речи встречаются новые или трудные для произношения слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые дети еще недостаточно дифференцируют.

В дошкольном детстве процесс овладения речью не заканчивается. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.