Такие люди обычно не привлекают внимание окружающих. В поле зрения врачей они попадают только после вспышки немотивированной агрессии или неадекватного поведения. Между тем, специалисты предупреждают: число лиц, страдающих психическими расстройствами, растёт. В России за последние годы колличество инвалидности по этим показаниям увеличилось на 13%. Такую неутешительную статистику привели сегодня в Научном центре психиатрии имени Сербского, где прошёл день открытых дверей. Люди, по словам медиков, часто боятся признать наличие душевных проблем и обратиться за помощью. Иногда это оборачивается трагедией.

Во дворе, где чуть больше двух месяцев назад погибли два малыша, кажется, никогда раньше не было так тихо. Галину Рябкову, сбросившую своих сыновей с балкона 15-го этажа, признали невменяемой. Вместо тюрьмы ее ждет принудительное лечение.

«Она очень закрытая женщина, это было видно. Такая, вся в себе, то есть особняком от всех», — говорят о ней соседи.

«Попытка уйти от контактов, уединиться — это всегда чревато формированием депрессивных состояний», — отмечает директор Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Валерий Краснов.

Депрессия — самое частое из психических расстройств, которыми предположительно страдают 10% россиян, это 15 миллионов человек. И 70% из них никогда не обращались за помощью к специалистам.

Анна 10 лет была уверена: у нее проблемы с сердцем. Обратиться к психиатру посоветовали родные, когда из-за постоянных нервных срывов женщина потеряла работу.

«У меня очень сильно повышалось давление, сердцебиение. Обошла поначалу всех врачей, кардиолога, невропатолога. Но оказалось, что проблема в голове», — рассказывает пациентка психиатрической клиники.

«При наших заболеваниях довольно часто возникает явление, которое называется анозогназия — непонимание своей болезни», — говорит психиатр, доктор медицинских наук Александр Бухановский.

Анна просит не показывать ее лица. Принципиально. Она скрывает от знакомых, что лечится в психиатрической клинике и очень переживает, что это помешает ей найти новую работу. Стереотипы пытается разрушить психиатр Александр Бухановский на страницах газеты, которую вместе с коллегами издает небольшим тиражом.

«Считают, что наша специальность беспомощна. Ничего подобного. Сегодня психиатрия такая же наука, как и другие медицинские специальности. Нас боятся, считают, что наши больные опасны», — отмечает психиатр, доктор медицинских наук Александр Бухановский.

Никакие медицинские документы не доказывают теперь уже бывшему мужу Ольги, что с ней опять все хорошо. Женщине ставили диагноз: послеродовая депрессия. Лечение в психиатрической клинике поправило здоровье и сломало жизнь, в которой рядом осталась только мама.

«Когда я заболела и попала сюда, муж решил со мной развестись, бросить меня и отнять у меня ребенка. Так как я, мол, типа больная, я не имею права ухаживать за ребенком», — рассказывает Ольга Чуйко.

В США за психиатрической помощью обращается каждый четвертый американец. Джейн Голдберг объясняет: часто плохое настроение — уже повод для беспокойства. Пациентка на диване, на мягких подушках. Джейн в кресле позади, чтобы не смущать взглядом, когда станут говорить о личном.

«Это становится стилем жизни. Как ходить в спортзал. Сеансы психоаналитика — это упражнения для внутреннего «Я», они учат прислушиваться к себе», — считает психоаналитик Джейн Голдберг.

По данным Всемирной организации здравоохранения к 2020 году психические расстройства войдут в пятерку факторов, ведущих к потере трудоспособности. Обогнав здесь даже сердечно-сосудистые заболевания. При этом главной причиной инвалидности будет депрессия.

Елену панические атаки мучили с детства.

«Я каждое утро просыпалась в этой панике, тревоге, не могла осознать, что происходит. Жутко мучилась», — говорит она.

Женщина ходила по многим врачам несколько лет, но правильный диагноз поставили слишком поздно. Теперь Елена обречена регулярно проходить курс усиленной терапии.

«Во многих странах, прежде всего, обращаются к врачу первичной практики. Он обладает необходимым набором знаний, навыков, чтобы выяснить проблемы психического здоровья, коснуться их хотя бы. Наши терапевты стараются не касаться этой сферы деятельности», — отмечает директор Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Валерий Краснов.

В России 40% здоровых людей имеют психические расстройства, которые еще не оформились в болезни. Вменяемость героев некоторых интернет-роликов, которые бьют рекорды по просмотрам, психиатр Валерий Краснов готов поставить под сомнение.

«Ничего смешного я в этом не нахожу. Это меня настораживает. Если это ради развлечения смотрит масса пользователей интернета, меня это только печалит, как свидетельство недостаточной культуры», — говорит директор Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Валерий Краснов.

Больные с психическими расстройствами, в среднем, живут на 15 лет меньше. Неврозы и психозы — причина 20% преждевременных смертей в стране. Правда, причина косвенная. От депрессий и панических атак не умирают. Они превращают жизнь в кошмар, где онкология или инфаркт — уже не повод для беспокойства.

Александра Черепнина, Первый канал