Если убрать политические спекуляции, то в ситуации с тремя балаклавами можно вести речь о раскрученной эмоционально-психопатической провокации. По словам экспертов, дело Pussy Riot и то, что происходит вокруг суда, классическое проявление массового психоза. И реакция на эту провокацию у алтаря до сих пор острая и по-разному болезненная.

Каждый десятый россиянин, по статистике Минздрава, подвержен депрессии. 40 процентов населения страны, то есть почти каждый второй, так или иначе склонен к психическим расстройствам или уже должен проконсультироваться у врача. Кстати, саратовский избиратель с ножом — яркая тому иллюстрация.

Кстати, на Западе ситуация похожая. В Европе каждый седьмой — параноик, шизофреник или подвержен депрессиям. Это цифры Всемирной организации здравоохранения.

О трагедии, в которой чудом удалось выжить, она не может не вспоминать. С уцелевших на 4-м этаже плит Зинаиду и маленького сына достали спасатели. Взрыв газа в Астрахани, унесший 10 жизней, по основной версии следствия, устроил жилец этого же дома. Вменяем он был или нет, решит теперь посмертная психиатрическая экспертиза.

«Очень редко выходил на улицу. В основном, находился дома. Типа одиночка, отшельник», — говорит пострадавшая Зинаида Протасова.

«Попытка уйти от контактов, уединиться — это всегда чревато формированием депрессивных состояний», – сказал директор Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Валерий Краснов.

10% россиян, или 15 миллионов человек, предположительно страдают депрессией, это самый распространенный диагноз. Ни разу не были на приеме у специалиста 70% потенциальных больных. При этом половине из них нет и 20.

Елену панические атаки мучили с детства. «Я каждое утро просыпалась в этой панике, тревоге, не могла осознать, что происходит. Жутко мучилась», — рассказывает она.

Теперь она обречена регулярно проходить курс интенсивной терапии. Правильный диагноз поставили слишком поздно, несмотря на то, что к разным врачам Елена ходила несколько лет.

«Во многих странах, прежде всего, обращаются к врачу первичной практики. Он обладает необходимым набором знаний, навыков, чтобы выяснить проблемы психического здоровья, коснуться их хотя бы. Наши терапевты стараются не касаться этой сферы деятельности», — сообщил директор Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Валерий Краснов

Анна 10 лет лечилась у кардиолога. Сама была уверена, у нее болит именно сердце. «Оказалось, что в голове. У меня очень сильно повышалось давление, сердцебиение, пульс до 130 и жуткий страх», — рассказывает она.

«При наших заболеваниях довольно часто возникает явление, которое называется анозогнозия — непонимание своей болезни», — сообщил психиатр Александр Бухановский.

Обратиться к психиатру Анне посоветовали родные, когда из-за постоянных нервных срывов она потеряла работу. Теперь очень переживает, что найти новую не получится, если о лечении в психиатрической клинике кто-нибудь узнает. Стереотипы пытается разрушить в своих публикациях психиатр Александр Бухановский.

«Боятся, что психиатрия помочь не может. На нас смотрят, знаете, как на помойную яму. А попал к психиатору? Значит, все, безысходность. Ничего подобного. Сегодня психиатрия такая же наука, как и другие медицинские специальности», — говорит он.

С диагнозом «послеродовая депрессия» она провела в психиатрической клинике несколько месяцев. Лечение, которое поправило здоровье и сломало жизнь, в которой рядом только мама.

«Когда я заболела и попала сюда, у меня муж решил со мной развестись, бросить меня и отнять у меня ребенка. Так как я мол больная, я не имею права ухаживать за ребенком», — рассказала Ольга Чуйко.

В пятерку факторов, ведущих к потере трудоспособности, психические расстройства войдут к 2020-му году, оставив позади даже сердечно-сосудистые заболевания. Причем, депрессия станет главной причиной инвалидности. Это данные Всемирной организации здравоохранения.

«На здоровье человека медицина, здравоохранение могут повлиять 10-15 %. Все остальное — это здоровый образ жизни. Мы только знаем гигиену полости рта, а то, что нервная система тоже нуждается в этом, к сожалению, мы на это мало обращаем внимания», — отметил главный психиатр Министерства здравоохранения и социального развития РФ Зураб Кекелидзе.

Плохое настроение — уже тревожный симптом, уверена психоаналитик Джейн Голдберг. Чтобы не смущать взглядом, когда станут говорить о личном, она — в кресле позади. Пациентка — на диване, на мягких подушках. Такие сеансы становятся нормой для каждого четвертого американца.

«Это становится стилем жизни, как ходить в спортзал. Сеансы психоаналитика — это упражнения для внутреннего «Я», они учат прислушиваться к себе», — говорит психоаналитик Джейн Голдберг.

Нерешенные психологические проблемы приводят, как минимум, к стрессу, который в итоге сокращает жизнь на 6-7 лет. А глубокая депрессия для 15% больных становится причиной самоубийств. В период обострения симптомов больной может быть опасен и для окружающих.

В эту страшную случайность Валентина Киреева до сих пор верит с трудом. Вопрос жизни и смерти решил один шаг. Сергей Киреев нес 4-месячного внука на руках, когда откуда-то сверху упало тяжелое кресло. Через несколько часов малыш умер в больнице. Ольга Парадуха немногословна и удивительно спокойна. Однажды она уже лечилась в психиатрической клинике. И с тех пор должна была постоянно посещать врача.

Впрочем, даже если больной стоит на учете в психдиспансере, закон оставляет за ним право вообще не открывать дверь врачу. Даже такое сложное заболевание как шизофрения лечится в каждом втором случае, но только при своевременном обращении к специалисту. В России 40% здоровых людей страдают от психических расстройств, которые еще не перешли в стадию болезни.

Психиатр Валерий Краснов готов поставить под сомнение вменяемость героев интернет-роликов. а они бьют рекорды по просмотрам.

«Ничего смешного я в этом не нахожу. Это меня настораживает. Если это ради развлечения смотрят масса пользователей Интернета, меня это только печалит, как свидетельство недостаточной культуры», — сказал директор Московского НИИ психиатрии Валерий Краснов.

Психические расстройства — причина каждой пятой преждевременной смерти в стране. 15 лет жизни, как минимум, неврозы и психозы крадут безвозвратно. Депрессии и панические атаки не заразны как грипп, но опаснее любой эпидемии. Если агрессия достигает предела, для таких больных исчезают все рамки. И тогда последствия могут быть самыми страшными, а способов предупредить их раз и навсегда медицина не знает.

Александра Черепнина, Первый канал