Вам, наверняка, запомнился своей необычностью, непохожестью на всех герой из кинофильма «Человек дождя», которого блистательно сыграл Дастин Хофман. Удивительно точно кинематографисты передали состояние человека, страдающего аутизмом. В реальной жизни мы сталкиваемся с такого рода людьми столь же часто, как и глухими или слепыми от рождения. С такими детьми можно встретиться в любом детском коллективе: в детском саду, в специализированной школе для детей, отстающих в развитии, или, напротив, в лицее для одаренных. Кто они, эти особенные дети, и почему они такие? А, главное, как помочь им вырасти полноценными членами общества? На эти вопросы ответит специалист ЛРНЦ «Феникс» — детский психиатр Саркисова Овсанна Акоповна.

Что такое синдром раннего детского аутизма и какова природа заболевания?

Ребенок с синдромом аутизма живет в своем мире, не ищет контактов с миром внешним и не усваивает правила общества. Все новое пугает его, вызывает раздражение, недовольство. Он боится смены привычного хода жизни: нового пути следования, перестановки мебели в доме, контактов с незнакомыми людьми. Среди сверстников такой малыш лет четырех-пяти выделяется своей «капризностью» и « невоспитанностью». Посторонние указывают родителям этих детишек на, так называемые, пробелы в воспитании. Те же от собственного бессилия и незнания, во избежание всяких конфликтов с окружающими, изолируют ребенка от социума. Они перестают приводить своих детей в гости, в детский коллектив, на улицу, в учебные заведения. Такими поступками, продиктованными неумением правильно строить отношения со своим «необычным» малышом, родители лишь провоцируют возникновение у него вторичной аутизации.

Согласно имеющейся статистике, с каждым годом число детей, рождающихся у абсолютно здоровых родителей(!) с синдромом аутизма, неуклонно увеличивается. Установить причины возникновения заболевания, несмотря на многолетние усилия наших зарубежных коллег, проводящих исследования в данной области, пока не удается.

В нашей стране, к сожалению, не так просто диагностировать это заболевание и, как следствие, своевременно оказать помощь. Родителям зачастую самим приходится выискивать информацию о заболевании и вести самоотверженную борьбу с ним.

Кто как не родитель знает своего ребенка. Кому как не ему следует понимать, что с его ребенком не так и как помочь малышу. Может быть, та информация о заболевании, которую вы сообщите, предостережет некоторых мам и пап от ошибок в общении со своим ребенком.
Итак, что должны знать взрослые о синдроме раннего детского аутизма?

Синдром раннего детского аутизма – явление врожденное. В основном заболевание начинает проявляться с двух-двух с половиной лет. Раньше его выявить сложно. Однако изредка тяжелые формы аутизма могут проявляться и с самого рождения. В таком случае малыш не реагирует на знакомые лица, не берет грудь (избегает тактильного контакта с матерью), не реагирует на физический дискомфорт (мокрые пеленки). Мальчики страдают аутизмом значительно чаще, чем девочки (примерное соотношение — четыре к одному).

Остановимся на наиболее типичных симптомах раннего детского аутизма, которые без посторонней помощи, самостоятельно смогут выявить родители.

Во-первых, это нарушение коммуникативности: уход в себя, эмоциональная отчужденность ребенка даже в семье. Он может находиться рядом с родными, но не нуждаться в их обществе. Он избегает контактов со сверстниками.

При этом часто встречается сильная эмоциональная привязанность такого ребенка к одному из родителей. При нем ребенок ведет себя спокойно: смотрит телевизор, листает книги. Но как только ребенок теряет его из поля зрения, начинается бурная реакция — крик, визг, слезы.

Ребенок, страдающий аутизмом, не может дифференцировать проявления своих эмоций и понимать эмоции других людей: гнев, грусть, страх и др. Он не чувствует их оттенки. Однако его вполне можно научить связывать физические ощущения с эмоциями, которые он испытывает ( «трусит» при гневе, «мурашки» от страха и пр.), анализировать и называть их.

Во-вторых, такой ребенок всячески избегает тактильных контактов: негативно реагирует на вторжение в его личное пространство. Прикосновения его пугают. Его нельзя потрогать, прижать, погладить, обласкать.

В-третьих, у аутичных детей специфическая речь. В ней отсутствуют модуляции, интонации и эмоции. Ее монотонность, скорее, напоминает печатное слово, а не разговорную речь. Она изобилует повторами (одно и то же по несколько раз) и штампами. Часто у таких детей встречается задержка речи: они могут долго молчать, а потом вдруг произнести целое предложение.

Еще об одной из странностей речи – это «попугайничество», шаблонность. Так, ребенок, легко запомнив большое стихотворение, начинает декламировать его постоянно, часто не к месту, повторяя много раз понравившиеся ему строки. Но при этом, если его попросят произнести какое-то слово, то это может вызвать самую неожиданную реакцию с его стороны — раздражение, испуг, крик или слезы.

В-четвертых, дети страдающие аутизмом, обладают особенным мышлением и памятью. Вся запоминаемая ими информация четко систематизирована, «разложена по полочкам». У них очень сильна механическая память: спустя год — два ребенок помнит, о чем говорил малознакомый человек, где спрятана шоколадка и т.п.

Однако они не способны одновременно воспринимать множество информационных сигналов. При разнообразии звуков и внешних раздражителей аутист не может понять их происхождение, оценить ситуацию, и это пугает его, дезориентирует. Так, к примеру, малыш может не отзываться на свое имя, говорить о себе в третьем лице, не различать понятий «мальчик» — «девочка».

В-пятых, для детей, страдающих аутизмом, характерна стереотипность в поведении. Игровая деятельность такого ребенка чрезвычайно систематизирована, упорядочена.Он не станет включаться в игру с другими детьми, а будет выстраивать свои машинки в один ряд, раскладывать свои картинки в строгой последовательности. Его интерес может вызвать не игрушка, а обычная зубная щетка, шуруп или гвоздик, с которыми будет увлеченно играть. Он с большим интересом может просматривать множество раз один и тот же мультфильм или его фрагмент, запоминая все мельчайшие подробности и многократно затем повторяя их.

Ребенок будет проявлять избирательность в пище, постоянство в выборе одежды, неизменность в маршруте движения и порядке действий.

Симптомы аутизма проявляются не все сразу. Но если в поведении ребенка родители обнаруживают два-три из вышеперечисленных – следует обратиться к специалисту.

Чем грозит здоровью ребенка промедление с визитом к специалистам?

Если родитель видит, что симптоматика нарастает, важно незамедлительно обратиться к детскому психиатру и провести правильную всестороннюю диагностику, таким образом, исключить другие нарушения. При подозрении на синдром раннего детского аутизма я, как врач-психиатр, назначаю консультации генетика, психолога, невролога, логопеда, эпилептолога. Только на основании такого обследования можно поставить правильный диагноз и назначить адекватную состоянию реабилитационную, психокоррекционную, адаптационную терапию.

Аутические проявления – это не конкретное заболевание, а синдром, проявление какого-либо нарушения. Часто проявления раннего детского аутизма путают с другими заболеваниями. Такие же симптомы возможны при умственной недостаточности, олигофрении, в случае генетических заболеваний, хромосомной патологии. Также они характерны для слепо-глухо-немых детей. В этом случае ребенок также социально не адаптирован. Но не все эти состояния можно включить в клинику детского аутизма.

Важно не путать ранний детский аутизм с задержкой речи, причиной которой может стать перинатальная патология, трудные роды, тяжелая болезнь малыша до года. Симптомы здесь те же, но причинно-следственные связи разные. При задержке речи тоже начинается стереотипное поведение (например, всплески руками, уход от эмоциональных проявлений вследствие невозможности их выразить словами). Однако в таком случае эти проявления вторичны. При аутизме же задержка речи является как раз следствием нарушения коммуникативности. Поэтому при диагностике важно не ошибиться с первопричиной, иначе будет выбрано неправильно лечение.

Нарушения общения возникают и при парааутизме – вторичной аутизации детей, испытывавших недостаток внимания в интернатах, детских домах. Если с ребенком в таком учреждении не было контакта, на него не обращали внимания, его не обучили навыкам коммуникации, не общались с ним, он также не будет включаться в социум. Но эти аутически подобные нарушения, когда ребенок оторван от общества, не имеют ничего общего с синдромом раннего детского аутизма. В таких случаях налицо психологические нарушения, как правило, обратимые в процессе психокоррекционной работы.

Часто родители до последнего отказываются верить, что у малыша психическое заболевание. Они усыпляют свою бдительность тем, что их ребенок грамотный, у него отличная механическая память, умное лицо, он сообразительный. Думают, что его нужно просто «немножко подправить», и потому не обращаются к врачу. А когда все же решаются на визит к психиатру, то эти дети уже приобретают статус «необучаемых» или попадают под инвалидность. Однако вовремя диагностированное заболевание и правильно оказанная помощь позволяют достигнуть хороших результатов, социализировать, адаптировать ребенка в обществе. Чем раньше этим заняться – тем лучше будет результат.

Ранний детский аутизм с взрослением пациента переходит либо в шизоидное расстройство, когда ребенок вырастает интровертированным — замкнутым, отстраненным, чудаковатым, не адаптированным к социуму человеком, либо в шизофрению, когда человек вообще не в состоянии общаться с людьми.

Именно поэтому важно в раннем детском возрасте научить ребенка, как себя вести себя, как реагировать на общение с внешним миром; помочь ему социализироваться.

В чем уникальность детей с синдромом раннего детского аутизма?

Такое заболевание встречается у детей как с высоким, со средним, так и с низким уровнем интеллекта. В зависимости от этого различаются их возможности «найти свое место» в нашем мире.

Дети с высоким уровнем интеллекта могут восприниматься как одаренные: природная грамотность, феноменальная память, идеальный слух, высокоразвитые навыки технического конструирования.

Например, у меня был пациент — ребенок пяти лет с блестящей памятью. Когда родители привели его на дошкольную подготовку, то оказалось, что он свободно читает, хотя ему никто не показывал буквы; легко решает примеры с двух- и трехзначными цифрами.

Другой пациент, мальчик-старшеклассник, который составил свой учебник по биологии в схемах, рисунках и таблицах. Благодаря особенному, систематизированному мышлению ему удалось структурировать материал целой главы учебника в виде одного рисунка. Этот ребенок был на домашнем обучении, дистанционно выполнял все контрольные и сдавал экзамены на пятерки.

Наша помощь обоим мальчикам заключалась в их социальной адаптации. Чем выше интеллект, тем проще человека адаптировать, встроить в социальную систему, позволить приносить обществу пользу. Во взрослой жизни такие люди могут стать успешными программистами, математиками, композиторами… В общем, работать по профессии, не требующей интенсивной коммуникации с внешним миром.

Аутичные дети уникальны. Им сложно вести себя по общепринятым правилам социума. Они не понимают мира обычных людей. Чем может помочь этим детям общество? Как правильно вести себя с ними?

Важно, чтобы наше общество знало о существовании таких особых детей и правильно строило с ними свои отношения. Их «странное поведение» — это не капризы, не плохое воспитание. Эти дети, как и их семьи, нуждаются в нашей поддержке и понимании. Во многом на всех нас, взрослых, лежит ответственность за вынужденную изоляцию такого ребенка, которая неминуемо ведет к усугублению его состояния — возникновению вторичной аутизации.

Адаптация аутичных детей возможна только с помощью поддержки окружающих. Мы, как цивилизованные и просвещенные люди, должны понимать, что, если человек живет не так, как все, это не значит, что он неправильный. Аутисты — не больные, а особенные дети, требующие к себе особого подхода. Не нужно отстраняться от них или осуждать их. Помогите такому ребенку, поддержите его родителей. Аутичные дети могут учиться и в обычных школах, но и они, и их родители сталкиваются с большими трудностями, непониманием и даже насмешками не только со стороны сверстников ребенка, родителей одноклассников и, что скрывать, непрофессиональных педагогов.

Миру нужны такие уникальные люди. Кто знает, может, они призваны сделать нас и окружающий мир лучше и совершеннее. Они могут казаться чуждыми, странными, но не без их участия движется прогресс, развивается наука. Среди тех, кто изменил мир, немало людей, страдавших аутизмом (с разной степенью проявления). Это Винсент Ван Гог, Вуди Аллен, Боб Дилан, Энди Уорхол, Авраам Линкольн, Леонардо да Винчи…

Понимая и принимая ребенка с симптомами раннего детского аутизма, возможно, мы помогаем раскрыться очередному гению.