18 АПРЕЛЯ УШЕЛ И3 ЖИЗНИ АЛЕКСАНДР ОЛИМПИЕВИЧ БУХАНОВСКИЙ

Об Александре Олимпиевиче вспоминают в первую очередь, когда говорят о поимке известного маньяка Чикатило. Но это – далеко не самая главная заслуга этого замечательного человека, десятилетиями спасавшего человеческие души.

Кто такой Александр Олимпиевич Бухановский? Знаменитый психиатр, директор лечебно- реабилитационного научного центра «Феникс», ученый, педагог, но в первую очередь — это человек, который по-настоящему любил людей. Всех, больных и здоровых, плохих и хороших.

Первая моя встреча с Александром Олимпиевичем состоялась на факультете филологии и журналистики Южного федерального университета.

Еще в конке четвертого курса среди студентов начались перешептывания о том, что в следующем году у нас будет нести спецкурс по психиатрии тот самый психиатр Бухановский, который когда-то «поймал Чикатило». Еще одним достоинством этого спецкурса считалось то, что Александр Олимпиевич водит на занятия пациентов»! Все мы в предвкушении ждали следующего учебного года.

И вот настал пятый курс, первая лекция Бухановского. Около аудитории собралась толпа студентов. Наверное, ни на одном спецкурсе не было такого ажиотажа. Александр Олимпиевич начал занятие со знакомства со всеми и сразу обозначил цель курса: молодые «акулы пера» должны знать основы психиатрии для того, чтобы уметь правильно об этом писать.

На первую пару Александр Олимпиевич привел женщину, страдающую шизофренией, Я была удивлена тем, как себя Бухановский вел с больной. Он напоминал заботливого отца, который поддерживает своего неуверенного ребенка перед выступлением на сцене. Он очень ласково с ней разговаривал, было видно, что больной комфортно рядом с ним.

Конечно, не каждый раз к нам приходили пациенты. И с самого начала я, как, наверное, многие, не понимала, зачем Александр Олимпиевич это делает.

Потом закончился семестр, мы сдали экзамены. Я искала «подработку» и абсолютно случайно устроилась работать в газету «Новая психиатрия», учредителем которой являлся центр «Феникс». Около года я общалась с врачами и медсестрами больницы, посещала клинику, видела работу центра изнутри. И мое мнение о психиатрии, до этом довольно негативное, резко изменилось в положительную сторону.

Я видела, что именно делает «Феникс» для людей. Ведь он и правда не просто лечил, но и возвращал людей к жизни. Помимо медикаментозного лечения большое внимание уделялось социализации больного, чтобы он смог вернуться в нормальную жизнь. Стационар вообще не был похож на больницу – скорее на большой жилой дом, где все больные чувствовали себя уютно. И все это — дело рук Александра Олимпиевича. Он был не просто потрясающим психиатром, но и замечательным руководителем, который смог собрать столько высококвалифицированных специалистов в одном месте.

Конечно, Бухановский занимался и научной, и учебной деятельностью. В 2005 году в Ростовском Государственном медицинском университете он создал кафедру психиатрии и наркологии ФПК и ППС, которой руководил до 2012 года. Эта кафедра была главным учреждением последипломного образования в сфере психиатрии, она включала в себя детскую и подростковую психиатрию и наркологию — достаточно узкую специальность психиатрии.

Его заслугой является и создание нового научного направления в российской психиатрии — криминального, которое входит в оперативно-розыскную деятельность, дознание и начальное следствие. Психиатрический портрет Чикатило, который составил Александр Олимпиевич и благодаря которому следствие смогло найти убийцу, был первым «проспективным портретом серийного убийцы».

Да, Бухановский сделал бесконечно много в сфере медицины, педагогики, науки. Но больше всего я смогла понять, каков на самом деле Александр Олимпиевич, на нашем последнем интервью. Мы разговаривали два часа, и я осознала, насколько на самом деле этот человек любит и уважает всех людей. Все, что сделал Александр Олимпиевич за свою жизнь, — все это ради других. И то, что он водил к нам на пары пациентов, и то, что мы освещали в нашей газете «Новая психиатрия», — все это было проникнуто главной идеей Бухановского, мне кажется, одной из самых главных идей его жизни.

Он очень многое сделал не только для того. чтобы лечить, но и для того, чтобы изменить общественное мнение как о психиатрии, так и о психически больных в целом. Он рассказывал журналистам о психиатрии, приводил пациентов для того, чтобы мы, будущие работники СМИ, понимали, что это такие же люди, как и все мы, и что психическая болезнь по сути — такая же болезнь, как и все остальные. Нельзя бояться и не идти к врачу. Нельзя ждать, пока она перерастет во что-то большое и, возможно, необратимое.

Александр Олимпиевич все время говорил: «Психиатры — это такие же врачи, как и педиатры, хирурги и другие».

Он действительно хотел, чтобы люди в нашей стране больше обращали внимание на состояние своей психики, не затягивали с лечением, когда это действительно нужно. А знаете почему? Потому что он десятилетиями сталкивался с такими ужасными случаями, когда человек долго терпел, не шел к врачу, а потом его приходилось вытаскивать буквально из ада. Бухановский все время говорил о том, что и общество должно изменить свое отношение к психически больным. Нельзя их сторониться. «Наши больные совершают намного меньше преступлений, чем обычные люди. Болезнь не является причиной преступления. Психически больные люди скорее опасны для себя, а не для других».

У меня создалось впечатление, что он любил каждого больного, как ребенка, о каждом рассказывал с отеческой заботой и вниманием м говорил, что подход можно найти к любому больному.

Бухановский был настоящим «трудоголиком», работал по много часов подряд, спал не более четырех часов в сутки.

Последнее, что запомнилось из разговора с Александром Олимпиевичем, это его вывод о том, что сейчас из-за быстрого распространения интернет-коммуникаций и мобильных телефонов люди почти разучились общаться в реальной жизни, что является причиной непонимания, возникающего между ними, и напряженности в отношениях. Родители не уделяют детям достаточно внимания, дети страдают из-за этого. Нам всем нужно быть более чуткими друг к другу, уметь находить общий язык с близкими, друзьями, соседями и просто посторонними людьми.

Это был замечательный, невероятный человек, с очень открытым сердцем и широкой душой. Возможно, именно из-за того, что он так много отдавал себя, он ушел из жизни раньше.

Сегодня у руля клиники Бухановского стоит его любимая ученица и наиболее последовательный пропагандист его взглядов в науке и терапии — Ольга Александровна Бухановская, дочь корифея от психиатрии. Коллектив, воспитанный им, продолжает с удвоенной энергией его дело. Не иссякает поток пациентов в «Фениксе», потому что центр Бухановского в качестве определяющего выбрал императив, утверждающий, что «безнадежных больных не существует, есть неспособные помочь им». И клиника доказывает верность этих слов каждый день. В сотнях возвращенных к нормальной жизни человеческих сердец эти слова также останутся навечно.

Прощайте, Александр Олимпиевич… Ваше дело живо!

Екатерина Вишникина
Журнал «100 наций»