Как воспитывать подростка, который занимается самоповреждением

Важной частью помощи подросткам в восстановлении после самоповреждения является понимание того, почему они делают.

К сожалению, это довольно распространенное явление, и реакция родителей играет важную роль в оказании помощи подросткам в процессе восстановления.

Порезы, царапание кожи — наиболее широко известная форма самоповреждения. Подростки делают это с помощью ногтей, бритвенных лезвий, ножей или даже колпачков для ручек.
Самоповреждение также может проявляться в виде ожогов (прижигания), срывания кожи, даже нанесения себе ударов.

Дети с тревожным расстройством, депрессией, расстройствами пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия) и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), шизотипическим расстройством — все они подвержены риску самоповреждения, а также и дети с пренебрежительным или жестоким обращением.

Другие потенциальные риски для самоповреждения включают следующее:

  • Низкая самооценка
  • Чувство отверженности или одиночества
  • Чувство небезопасности в школе или дома
  • Перфекционизм
  • Частые конфликты с друзьями или семьей
  • Импульсивное поведение
  • Склонность к нездоровому риску (поведение, которое может привести к физическому ущербу)

Как я узнаю, занимается ли мой подросток самоповреждением?

Подростки, которые причиняют себе вред, как правило, умеют скрывать свое поведение от родителей, друзей и других взрослых в своей жизни. В то время как некоторые родители могут заметить шрамы или отметины на руках, туловище или ногах подростка, многие из признаков самоповреждения, как правило, незаметны.

Если вы подозреваете, что ваш подросток может быть подвержен самоповреждению, следите за этими признаками:

  • Подозрительно выглядящие шрамы
  • Раны, которые не заживают или ухудшаются с течением времени
  • Изоляция
  • Разговор о самоповреждении (они могут упомянуть сверстников, которые занимаются самоповреждением)
  • Сбор острых предметов
  • Скрытное поведение
  • Ношение длинных рукавов и/или длинных брюк в жаркую погоду
  • Ношение большого количества бинтов и пластырей
  • Избегание занятий спортом или других видов деятельности, где им, возможно, придется переодеваться в присутствии других

Что вызывает самоповреждающее поведение у подростков?

Важной частью помощи подросткам в восстановлении после самоповреждения является понимание того, почему они делают это в первую очередь. На этот вопрос нет простого ответа, но, в целом, некоторые подростки используют самоповреждение, чтобы снять напряжение, стимулируя эндорфины, в то время как другие используют самоповреждение, чтобы почувствовать физическую боль, а не эмоциональное оцепенение. Стресс и давление, тревога и депрессия — все это связано с самоповреждением в подростковом возрасте.

Другие чувства, которые вызывают импульс к самоповреждению, могут включать в себя:

  • Гнев
  • Печаль
  • Отказ со стороны сверстников или взрослых
  • Одиночество
  • Раздражительность
  • Социальные проблемы
  • Семейные раздоры
  • Использование социальных сетей, включая видео и фотографии, которые показывают, как другие дети режут, чтобы справиться с эмоциональной болью

Ваша реакция имеет значение

Совершенно естественно чувствовать беспокойство, подавленность или даже гнев, если вы обнаружите, что ваш подросток использует самоповреждение, чтобы справиться с эмоциями. Вы можете почувствовать желание сказать что-то вроде: «Как ты мог так поступить с собой?» или «Прекрати делать это прямо сейчас!». Важно помнить, что большинство подростков, которые занимаются самоповреждением, так же боятся своего поведения, как и вы. Многие чувствуют вину, стыд и глубокое раскаяние после причинения себе вреда.

Важно сохранять спокойствие и участвовать в открытом и честном общении без осуждения. Резкая критика и чрезмерная реакция, скорее всего, приведут к тому, что ваш подросток замкнется и изолируется. Вместо этого задавайте открытые вопросы о том, как чувствует себя ваш подросток и что влияет на его поведение, и обязательно дайте ему знать, что вы готовы его выслушать и помочь.

Получение помощи

Если ваш подросток занимается самоповреждением, ему или ей нужна профессиональная помощь. Хотя самоповреждение, как правило, не считается самоубийством по своей природе, существует повышенный риск суицидального поведения для подростков, которые причиняют себе вред.

При наличии основного расстройства психического здоровья, такого как тревога или депрессия, могут быть назначены психотропные препараты.
Хорошим первым шагом является всестороннее обследование у подросткового психиатра. Если поведение вашего подростка, связанное с самоповреждением, является повышенным и потенциально опасным для жизни, может потребоваться госпитализация (вплоть до недобровольной госпитализации в психиатрический стационар).

Психотерапия помогает подросткам проработать психологические проблемы, которые способствуют негативным образам мышления, и научиться позитивным навыкам совладания, чтобы использовать их вместо того, чтобы заниматься самоповреждающим поведением.

Психотерапия может включать в себя:

  • Семейная терапия для изучения триггеров в семье и того, как родители и подростки могут улучшить модели общения и помочь развить лучшие навыки преодоления стресса дома.
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), направленная на то, чтобы бросить вызов негативным и тревожным мыслям, распознать паттерн негативного мышления и изучить стратегии замены.
  • Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ), чтобы научиться терпеть неудобные эмоции, научиться регулировать чувства тревоги, отвержения, гнева и страха, а также научиться позитивным навыкам совладания.

Обеспечьте эмоциональную поддержку

Подростки нуждаются в безусловной поддержке, поскольку они учатся заменять неадаптивные стратегии совладания адаптивными и преодолевать свою эмоциональную боль. Разорвать этот цикл нелегко, и подростки нуждаются в сочувствии и сострадании во время процесса восстановления.

  • Найдите время, чтобы пообщаться со своим подростком 1 на 1.
  • Если у вашего подростка напряженный график, найдите способы разгрузить ребёнка и уменьшить обязанности.
  • Поощряйте желание своего подростка общаться с позитивными, поддерживающими друзьями.
  • Практикуйте расслабляющие мероприятия вместе (прогулка, ведение журнала, рисование, использование приложения для осознанности).
  • Тренируйтесь вместе.
  • Помогите своему подростку составить список людей, которым можно позвонить или написать сообщение, когда он чувствует себя подавленным.
  • Признайте боль вашего подростка и поймите эмоции вашего подростка.
  • Будьте терпеливы — потребуется время, чтобы восстановиться.
  • Обратитесь к школьному психологу, чтобы помочь с контролем за состоянием ребёнка в школе.

Благодаря раннему выявлению, профессиональной поддержке психиатром и благоприятной домашней и школьной среде подростки могут научиться использовать позитивные стратегии, чтобы справляться со сложными негативными эмоциями и работать со своими проблемами.