Взаимосвязь аутоиммунных процессов, эндокринных нарушений и депрессии

Нарушения иммунноэндокринной регуляции тесно взаимосвязаны с развитием психических нарушений, в том числе эмоционального круга, что известно, как минимум для 23 аутоиммунных заболеваний.

Аутоиммунные заболевания — это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринимать собственные ткани, как чужеродные, и повреждать их.

Поведение и настроение человека не являются исключительно результатом деятельности его мозга, а представляют следствие активности нейроиммуноэндокринного аппарата и во многом определяются метаболическими результатами деятельности всех трех интегрирующих систем организма: нервной, иммунной и эндокринной.

Любые болезни, в том числе аутоиммунные, способны вызвать у пациента депрессию из-за своего инвалидизирующего характера. Аутоиммунные поражения центральной нервной системы, а также щитовидной железы и надпочечников способны вызывать депрессивно-фобические переживания, что обуславливается гормонально-метаболическими и сенсорными нарушениями.

Аутоиммунные заболевания и депрессия

Отмечается наличие двусторонней корреляции между депрессией и многими аутоиммунными болезнями, такими как: ревматоидный артрит, болезнь Аддисона, анкилозирующий спондилоартрит, сахарный диабет 1-го типа, болезнь Крона, псориаз, неспецифический язвенный колит, целиакия, склеродермия, системная красная волчанка (СКВ).

От 17 до 73% больных системной красной волчанкой (СКВ) обнаруживают нарушения сна, тревогу и жалуются на болевые ощущения. В 41,7% случаев у них отмечалась выраженная депрессия с когнитивными нарушениями. Известно, что наличие хронического соматического заболевания, использование кортикостероидов и иммуносупрессивной терапии, развитие цереброваскулярных нарушений —могут играть роль в развитии аффективных нарушений. Так, у женщин, страдающих от СКВ, тяжесть депрессии коррелировала с выраженностью цереброваскулярных нарушений. У пациентов с депрессией было отмечены структурные изменения и уменьшение объемов гиппокампа и миндалин.

При ревматоидном артрите расстройства аффективного спектра встречаются в 42% случаев, причем, эта коморбидность связана с риском суицидального поведения, особенно у молодых женщин. Риск развития депрессии у пациентов с ревматоидным артритом максимален в первые пять лет заболевания.

Аутоиммунный тиреоидит (АИТ) взаимосвязан с риском развития биполярного аффективного расстройства (БАР). Отмечается, что значимое увеличение содержания аутоантител коррелировало с развитием депрессивной симптоматики. Более того, есть данные, что аутоиммунный тиреоидит без должного лечения может приводить к прогрессирующему гипотиреозу, который, в свою очередь, в случае выраженной симптоматики может приводить к развитию депрессии.

Депрессия и цитокины

У пациентов с депрессией отмечается значимое повышение уровня кортизола и АКТГ. Предполагается, что прогрессирующая дисфункция гипоталамо-гипофизарной оси играть роль одного из основных механизмов развития депрессивных и когнитивных нарушений у пациентов с аффективными расстройствами. При депрессии в рамках БАР определяются тенденции в изменении баланса цитокинов, прежде всего проявляющиеся в увеличении содержания провоспалительных сигнальных молекул.

Депрессия и аутоантитела

Стресс, послеродовая депрессия и аутоиммунитет

Известно, что хронический стресс и депрессия вовлечены в развитие таких аутоиммунных заболеваний, как СКВ, ревматоидный артрит, сахарный диабет 1 и 2 типов, аутоиммунное заболевание щитовидной железы (как болезнь фон Базедова—Грейвса, так и аутоиммунный тироидит Хасимото), склеродермия, болезнь Крона, псориаз.

У 25% пациенток беременность, как значимый для женского организма стрессорный фактор, предшествовала развитию аутоиммунного тиреоидита (АИТ). Послеродовая депрессия (ПРД) в среднем может быть выявлена у 10-15% родивших пациенток, возникает в течение 4-6 недель после родов с наибольшим риском возникновения в первые 10-19 дней, а также может обостряться после повторных родов.

Послеродовая депрессия нередко сочетается с аутоиммунным тиреоидитом и коррелирует с уровнем антител к тиропероксидазе, а также увеличенным уровнем тиреотропного гормона и пролактина. Гиперпролактинемия характерна как для униполярной депрессии, так и депрессивной фазы БАР, а также препятствует эффективности антидепрессантов. Также на развитие как послеродовой депрессии, так и аутоиммунных нарушений могут оказывать негативное влияние: дефицит витамина D, нехватка полиненасыщенных жирных кислот, наличие пренатальной депрессии, особенно с нарушениями сна.

Витамин D, депрессия и аутоиммунитет
Недостаток витамина D может участвовать в патогенезе депрессии и по механизму, связанному с серотонин-дофаминовым балансом и его нарушениями.
Сниженное содержание витамина D может быть выявлено при таких аутоиммунных заболеваниях, как склеродермия, ревматоидный артрит, рассеянный склероз, аутоиммунный тироидит. Дефицит витамина D также вовлечен в патогенез рассеянного склероза и аутоиммунного тиреоидита (АИТ).

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ СВОИХ БЛИЗКИХ!
ВОВРЕМЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЭНДОКРИНОЛОГАМ И ПСИХИАТРАМ!