Родители современных школьников всерьез озабочены не только потерей интереса их детей к обучению, но и ухудшением их физического и эмоционального состояния.
В чем причины? Какие меры следует предпринять, чтобы избежать негативных последствий?
С этими вопросами мы обратились к врачу ЛРНЦ «Феникс» Саркисовой Овсанне Акоповне – детскому-подростковому врачу-психиатру.
Да, действительно, мы сталкиваемся с тем, что уже на ранней стадии обучения школьники утрачивают интерес к учению. По данным опроса ОНФ большинству российских детей (72%) не нравится учиться в школе. Одной из главных причин подростки считают большую нагрузку.
Действительно, чтобы качественно освоить учебную программу, соответствующую ФГОСам (Федеральным государственным образовательным стандартам начального и основного общего образования), детям приходится заниматься помимо основных уроков дополнительно, во внеурочное время. Некоторые обязательные занятия переносятся на внеурочное время, то есть дополнительная часть обучения (различные кружки, секции, индивидуальные занятия) превращается в продолжение обязательных уроков.
Я, мама двух дочек школьного возраста, не понаслышке знаю, насколько перегружены они. По оценкам экспертов, «рабочее время» ученика начальной школы составляет 47 часов в неделю, в то время как взрослого человека — 40 часов. К тому же из-за дополнительных занятий у детей практически нет свободного времени — им некогда реализовывать свои интересы, встречаться со своими товарищами вживую. Виртуальное общение и компьютерные игры, отсутствие времени на прогулки на свежем воздухе, грубое нарушение режима бодрствования и отдыха — все это не может не отразиться на здоровье школьника.
Психиатры отмечают рост у детей таких заболеваний, как депрессии, ВСД, астенические состояния, психосоматические расстройства, расстройство адаптации. Специалисты столкнулись с новой разновидностью депрессии («дидактогенной депрессией»), которая напрямую связана с учебным процессом.
Для нас как специалистов совершенно очевидно, что вопрос об установлении предельно допустимых нагрузок для детей как в школе, так и в системе дополнительного образования назрел и требует государственного вмешательства, пересмотра ныне действующего СанПиНа. Очевидно, что свое слово должны сказать и Российская академия наук, и Российская академия образования, чтобы в проекте новых федеральных стандартов приведено было в соответствие предлагаемое содержание с объемом нагрузки и возрастными возможностям школьников..
Но в решении всего комплекса проблем не следует перекладывать ответственность исключительно на государство, на школу.
Бесспорно, пробудить у ребенка желание учиться, поддержать его стремление приобретать новые знания может и должен учитель. И важно, чтобы это был профессионал, уроки которого интересны и информативны. Но даже если школа предпримет все необходимые меры и будут приведены в соответствие объемы допустимых нагрузок для школьника, всё же положительного эффекта не добиться, если главный участник процесса воспитания ребенка – его родители — будут оставаться в стороне. Недопустимо, чтобы занятостью на работе или по дому они оправдывали формальное отношение к своим родительским обязанностям и видели свою роль только в контроле оценок, заработанных ребенком, или посещении родительских собраний.
На родителях ребенка лежит главная ответственность за процесс формирования физически и нравственно здоровой личности, за то, чтобы ребенок ощущал полноту жизни и чувствовал себя счастливым.
И если педагоги, наблюдая за поведением ребенка, могут лишь, в большем ряде случаев высказав опасения насчет его здоровья, дать рекомендацию обратиться к специалистам за консультацией, то только родители решают, как им правильно поступить.
От себя могу добавить: вся моя многолетняя практика свидетельствует, что своевременная консультация у опытного, грамотного Психиатра или психолога может предупредить развитие различных заболеваний, остановить их на ранних стадиях или значительно облегчить их течение. Если же за помощью обратятся с опозданием, то всяких негативных последствий избежать будет гораздо сложней.
БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ!
ВОЗРОЖДАЕМ К НОВОЙ ЖИЗНИ!