Жительница ростовского города Шахты Ольга ЕЛИЗАРОВА остолбенела, увидев, как ее сынишка с откровенным удовольствием сворачивает голову котенку. Не на шутку встревоженная Ольга привезла Игоря в Ростов к профессору Александру БУХАНОВСКОМУ, крупнейшему российскому специалисту по серийным маньякам, «расколовшему» самого Чикатило. Мальчик рассказал профессору, что вид растерзанного бездыханного тела ему очень нравится. Что животные, попавшие под горячую руку, лучше всяких игрушек…
Бухановский не стал скрывать от матери правду: если Игоря не лечить, он станет серийным убийцей.
Лариса Павлова
Специалисты центра Бухановского принялись наблюдать за Елизаровым и не выпускали его из-под опеки целых 12 лет. Игорь, зная свой диагноз, перелопатил гору литературы о знаменитых маньяках. Врачам признавался, что больше всего его мучает страх повторить злодеяния преступников.
— По характеру он не был убийцей, вспоминает Александр Бухановский. — Парню очень хотелось победить свою болезнь, и мы считали его успешным пациентом.
Когда у Игоря появилась подружка, медики насторожились, но после долгих обсуждений решили, что де-
— У Игоря был крепкий тыл — сотрудники центра, — рассказывает патопсихолог Ирина Баранова. — Он, не таясь, делился с ними своими переживаниями, и благодаря этому у парня происходил эффект разрядки.
Казалось, жизнь юноши налаживается. Елизаров успешно окончил школу, поступил в ростовский институт на экономический факультет и через некоторое время отказался от услуг центра Бухановского.
Потянуло к трупам
В родных Шахтах, куда Игорь уехал после окончания учебы, работы по специальности не нашлось. Дела не складывались, девушка от него ушла, и парень пошел устраиваться… санитаром в морг. Позже Елизаров признается, что его опять потянуло к трупам. Но за должность в «мертвом» доме запросили $ 3 тысячи. Таких денег у Елизарова не было. Сверстники, оставшиеся не у дел, глушили тоску водкой. Игорь нашел свой способ расслабиться. Первой его жертвой стала пожилая пьяная бродяжка. Ее Елизаров встретил на кладбище, где ему нравилось гулять. Игорь задушил бомжиху и впервые испытал острое наслаждение. Смертью бездомной женщины никто не заинтересовался, и это развязало Елизарову руки. Спустя год он вновь решился на преступление — убил пятилетнего мальчика. Игоря задержали, потому что нашлись свидетели, видевшие его с малышом. Елизаров не отпирался и сам показал место, где спрятал труп. Тельце ребенка было в кровоподтеках. Судмедэкспертиза показала, что преступник надругался над мальчиком, задушил его, после чего продолжил сексуальные утехи. Показания убийца давал с нескрываемым удовольствием.
Уравновешенный упырь
Процесс в Ростовском областном суде был закрытым. Преступления Елизарова квалифицировали как «убийства случайных жертв с целью получения трупов для последующих сексуальных манипуляций с ними».
— С виду интеллигентнейший человек, — удивляется судья Борис Григоров. — Уравновешенный, очень образованный.
В материалах уголовного дела фигурировала и история болезни Игоря, из которой явствовало, что маньяк был «вычислен» еще 12 лет назад. Самое удивительное, что еще ребенком Елизаров знал, кого он хочет убить. В своих детских садистских фантазиях, как выяснилось, он описал и бездомную женщину, и мальчика. Елизаров надеялся, что его отправят в «психушку», но психолого-психиатрическая экспертиза показала: Игорь осознавал, что совершает преступление. А значит, виновен и должен понести наказание. Убийцу приговорили к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Лечить его будут там же, в принудительном порядке.
Комментарий специалиста
Александр БУХАНОВСКИЙ, профессор:
— Существует мнение, что диагноз психических расстройств, свойственных серийным убийцам, можно поставить лишь взрослому человеку. Это не так. Все маньяки родом из детства. Болезнь начинается, когда возникают кровавые садистские фантазии, которые со временем становятся все более жестокими. Игорь Елизаров — первый пример того, что серийного убийцу можно выявить задолго до того, как он начнет убивать. Увы, в своих исследованиях мы находимся лишь в самом начале пути. Как-то в программе «Тема» меня спросили: «Сколько времени нужно работать с потенциальным маньяком, чтобы быть уверенным в его излечении?» Я тогда честно ответил: «Не знаю». Трагическая история Елизарова подсказала ответ: всю жизнь…