Маньяка дважды ловили и отпускали

Серийного насильника оправдывали до тех пор, пока он, ошалев от безнаказанности, не решился на убийство.

Эту историю равнодушно воспринимать невозможно. Особенно если у тебя есть дети. Представьте себе хладнокровного паука, накрывшего паутиной весь район, где поселился. Он ловит девочек и мальчиков и медленно выпивает из них жизнь. А взрослые не замечают, что творится у них под носом. Но самое страшное, что этого паука могли остановить бесчисленное количество раз. Силовики, суд, тюрьма. Но не остановили. Из-за равнодушия, непрофессионализма. И банальной лени…

Это выдержка из очерка Андрея Рябова, следователя-криминалиста Следственного управления СКР по Воронежской области. Прошу извинить, если кому-то станет плохо, но из песни слова…

«Раздев девушку, Заремба привязал ее руки веревкой к багажнику, достал из машины баллон с монтажной пеной, ввел его во … и произвел выпуск монтажной пены. Вдоволь насладившись мучениями, поместил трубку-насадку баллона ей в рот и выдавил монтажную пену. Через несколько минут все было кончено — девушка задохнулась. Убедившись, что мертва, поместил ее труп в углубление, облил бензином и поджег, затем забросал его ветками и присыпал грунтом. «С днем рождения! Славно отметил!» — удовлетворенно поздравил сам себя Заремба».

История потрясла даже следователей — тех, кто видит физическую смерть и разложение душ каждый день, и они понимают: протокольными словами ее не расскажешь. Свое документально-литературное произведение Рябов написал для служебной книги «Следствием установлено»: своего рода наглядное пособие для коллег — как распутывать паутину преступника.

НЕ ЧЕЛОВЕК, А СУЩЕСТВО

Заремба. Существо с двумя ногами, руками, головой и чем там еще, что отличает существа мужского пола. За свои 48 лет он изнасиловал минимум 17 мальчиков и девочек. Они остались живы, только как живут своей искалеченной жизнью, лучше не думать.

Монтажная пена была для Зарембы высшим пилотажем, чем он, несомненно, гордился. И непременно распечатал бы эту статью и повесил на стене над кроватью. Тот единственный, кого он любил, — он сам.

Но Заремба мертв. Официальная версия: 22 июня сего года повесился в карцере незадолго до приговора за убийство той девушки. Он убил ее 12 сентября 2012-го. Даше через полтора месяца исполнилось бы 18. Писала стихи, встречалась с мальчиком, мечтала о белом платье и лимузине с куколками. Потребовалась ее смерть, чтобы издохло это существо, которое звали Заремба…

Воронежцы должны поставить Даше памятник. Практически 100 процентов: ее гибель спасла еще не одного ребенка. «Множественные расстройства сексуального предпочтения в виде синдрома недифференцированного объекта по полу и возрасту (в том числе педофилия) с элементами садизма». Эта цитата уже из заключения экспертов Института психиатрии имени Сербского. Существо с таким варевом в мозгах жило среди нас: ело, пило, радовалось жизни, рожало детей. И если бы не Даша — жило бы дальше и дальше насиловало. И закон ему позволял.

САДИСТ-ТРУЖЕНИК

— Эй, такая красавица — и вечером одна. Опасно! Садись подвезу. Даша впорхнула в «четверку»: и правда поздно, а еще холодно и промозгло — октябрь. Деревня бабушки, соседский дядя — чего бояться?

Шел 2010-й. Даше — 16, Зарембе — 45. И ведь подвез, не тронул, шутил, комплименты отвешивал. Милый. Следователь Андрей Рябов вспоминает: — С виду он таким и казался. Вот какие характеристики на него дали в сельсовете: «прекрасный семьянин», «добросовестный работник- рационализатор». Только у Зарембы была вторая жизнь. Чтобы давать волю своим сексуальным извращениям, он подыскивал девочку-подростка из простой небогатой семьи. В идеале — неполной, где ребенку не хватает внимания. План безотказный: познакомиться с родными, стать всем «дру- гом» — мелкие услуги по хозяйству, добрые советы. И постепенно войти в доверие, которое подчас становилось безграничным.

А девочка становилась его наложницей. Но это будет после. После того, как он отсидит за 17 изнасилованных детей (с ними все проще: валил и давил, как хорек цыплят). Выйдет условно-досрочно!!! Поселится в деревне под Воронежем, и никто не будет знать, что за монстр осел по соседству.

За монтажную пену он возьмется после того, как ДВАЖДЫ наша правоохранительная машина его отпустит за попытку убить Дашу. Даже когда она мертвая будет лежать за деревенским кладбищем, девочку не захотят искать. Потому что Заремба правоохранительную машину дурил так же ловко, как 15-летнего подростка.

ПРОБЕЛЫ В БИОГРАФИИ

Существо по имени Сергей Дмитриевич Заремба появилось на свет 11 сентября 1965-го в глухом поселке в Удмуртии. О детстве его известно мало. Я звонила в этот поселок и в другие, соседние: никто из старожилов ничего не вспомнил. То, что из официальных архивов выяснили следователи: рано остался без родителей, попал вместе с братом в интернат, а уже с 12 лет у него начались те самые «расстройства предпочтения». В 16 изнасиловал двух учениц — прямо в школе, где вместе с братом учился и иногда оставался за сторожа. В туалете. Получил четыре года: по тем временам — потолок по малолетке.

Отсидел. Дальше — снова пробел.

А в конце 80-х в другой части страны — городке Нововоронеже Воронежской области — начинается серия изнасилований. Жертвы — дети. Сценарий один: в дверь звонит работник ЖЭКа (милиционер, сотрудник собеса). «Родители дома?» — «Нету…» — «А я к вам по такому важному делу!»

Счет жертвам переходит за десяток. Одиннадцать, двенадцать… Городок цепенеет от ужаса.

УДО ДЛЯ УРОДА

Заремба спалится случайно — раньше времени вернутся взрослые.

Достоверно известно о 15 оскверненных им мальчиках и девочках. За всех 15 сентября 1988-го он получил 15 лет — по году за каждого. Младшему ребенку было 10.

А дальше — поле чудес.

— Отличался примерным поведением. Осознал. Встал на путь исправления. Освободить Зарембу Сергея Дмитриевича условно-досрочно.

Судья Рамонского райсуда зачитал все это примерно с таким же чувством, с каким сонная птичница отпирает курятник. Шел 2000-й. Серийный педофил за каждую из своих жертв не отсидел даже того несчастного года.

— Заремба отбывал наказание в исправительно-трудовой колонии в Кривоборье и действительно честно трудился — руками работать он умел, это факт, — говорит следователь Рябов.

— А трехэтажный дигноз про «предпочтения»?

— В конце 80-х таких диагнозов ему не ставили: экспертиза только под- твердила вменяемость, то есть что он полностью отдавал себе отчет в мерзостях, которые совершал. А остальное… В СССР ведь «секса не было» — не было и сексологов.

Была история болезни № 2300/88 и акт стационарной судебнопсихиатрической экспертизы № 145 от 16 июня 1988-го — на их основании эксперты Института психиатрии Сербского сделали выводы: «расширение круга аномальных сексуальных предпочтений», «появление садистической активности, проявляющейся связыванием жертв, применением кляпа, избиением и придушиванием, угрозами ножом».

Если перевести: с каждой новой жертвой Заремба зверел все больше. Но… труд в рамонской колонии сделал из него человека, а в рамонском суде ему встретились не просто гуманные — святые люди. Пользуясь случаем, передаю им привет и прошу взглянуть на последнее фото Даши. Правда красивая?

Елена ФИЛИППОВА, Комсомольская правда Ростов №110 от 30.09.2014

Комментарий специалиста

Ольга БУХАНОВСКАЯ, дочь профессора Александра Бухановского, расколовшего маньяка Чикатило, главный врач медицинского центра ФЕНИКС (Ростов-на-Дону), судебно- психиатрический эксперт:

— У маньяков нет «особого склада ума», чтобы уйти от поимки, ответственности и наказания. Думаю, что в 80 — 90-х годах не хватало еще знаний о маньяках, сложно было объединить ряд преступлений в единую серию. Не хватало доказательной базы, ведь обвинение строится не только на показаниях потерпевших. Для серийных сексуальных преступлений характерна НЕОЧЕВИДНОСТЬ, сложно обнаружить улики. Например, по Чикатило имелась ошибка анализов, там были различия в биологических средах (крови и сперме). Сейчас следователи больше обогащены знаниями о серийных преступлениях: эта проблема интенсивно изучается, а результаты исследований включаются в образовательные программы учебных учреждений по профилю.

Что касается Зарембы, то очевидно, что отклоняемость его жестокости с годами нарастала, поэтому он перешел на убийства. В пробелах его жизни надо искать еще жертв, так как если маньяк переступил черту и перешел с фантазий об извращениях на действия в отношении людей, то остановить его может только смерть либо длительная медикаментозная и психотерапевтическая помощь.

Думаю, что основой расстройства Зарембы был садизм. Жаль, что в процессе отбывания первого срока не оказывали психиатрической помощи. Длительное необходимое лечение могло бы уменьшить риск рецидива садизма и тем самым уменьшить вероятность повторных сексуальных преступлений.

Записала Ольга ГОПАЛО