Страх реален и убедителен, и для детей он может быть особенно изнурительным. Хорошей новостью является то, что фобии и страхи у детей очень управляемы, и при правильном руководстве и стратегиях дети могут получить возможность с легкостью расправляться со страхами, которые встают у них на пути.

Что вызывает сильные страхи или фобии?

Часто (но не всегда), когда у детей возникают специфические фобии или страхи, есть отправная точка – что-то, что произошло и заставило впервые страх воплотиться в жизнь. Это может быть что-то, что случилось с ребенком, с кем-то из окружения, или что-то, что ребенок слышал и видел в рассказе, фильме или в новостях. Например, страх перед собаками может зародиться в после встречи собакой, когда ребенок был напуган, когда он слышит о том, что кого-то травмировала собака, или смотрит новостной сюжет или фильм о нападении собаки. Затем это событие обобщается, ребенок начинает избегать и бояться всех собак, чтобы избежать пугающих чувств, связанных с ними.

Избегание, сопровождающее фобии, заключается не столько в том, чтобы избегать объекта, сколько в том, чтобы избегать сильных отрицательных чувств и эмоций, которые с этим связаны. Эти чувства связаны с реакцией «сражайся или беги», физиологической реакцией, которая включает в себя выброс нейрохимикатов, чтобы подготовить организм к борьбе за свою жизнь или к бегству.  Нейрохимические вещества  накапливаются и вызывают сильные эмоции и физические ощущения (такие как учащенное сердцебиение, боль в животе, потливость), которые кажутся ужасными.

Некогда безобидная вещь (триггер) становится предупреждающим сигналом о том, что «здесь присутствуют отрицательные эмоции», и это приводит к избеганию или «страху перед страхом».

Проблема избегания

Когда дети проявляют непреодолимый страх или тревогу, вполне понятно, что любящий родитель хотел бы защитить их от этих плохих чувств. Иногда может показаться, что единственный способ успокоить их страхи — это поддержать избегание. Это может привести к кратковременному облегчению для всех (что иногда крайне необходимо!) но у избегания есть хитрый способ усугубить ситуацию в долгосрочной перспективе и подпитывать тревогу.

Избегание лишает детей возможности усвоить, что то, что их беспокоит, скорее всего, вообще не произойдет, и что, если это произойдет, они достаточно жизнерадостны, сильны и находчивы, чтобы справиться. Вместо этого дети узнают, что лучший способ справиться с необычной или конфронтационной ситуацией — это избежать ее. Чем больше избегать чего-то, тем больше это избегание подтверждается как единственный способ оставаться в безопасности. Иногда избегание может быть разумным вариантом.

Наш мозг постоянно меняется. Этот процесс происходит благодаря приобретаемому опыту. Когда опыт повторяется, мозг укрепляет соответствующие связи. Если избегание является повторяющейся реакцией, мозг формируется таким образом, чтобы поддерживать это.

Фобии и страхи у детей – что делать

В разгар сильной тревоги часть мозга, которая может рационализировать и использовать логику и факты, чтобы чувствовать себя в безопасности, отключается. По этой причине лучшее время для работы со страхом или фобией — это спокойное время, когда ничто не провоцирует страх. В такое время все части мозга будут расслаблены и восприимчивы к любой информации, которую вы предоставляете, и более открыты для того, чтобы попробовать что-то другое. Вот как это сделать:

  • Заполните недостающие фрагменты большим количеством информации.

Дети младшего возраста все еще выясняют, как устроен мир. Например, если дети боятся грозы, поговорите с ними о том, откуда берутся гром и молния. Дайте им столько информации, сколько нужно, чтобы чувствовать себя в безопасности.

  • Будьте осторожны, не реагируйте слишком остро.

Поймите, что чувствует ваш ребенок, но будьте осторожны, чтобы не слишком остро реагировать на страх. Если вы будете брать своего ребенка на руки каждый раз, когда ему или ей становится страшно, вы можете непреднамеренно сообщить, что действительно есть чего бояться. Это также может означать, что единственный способ чувствовать себя в безопасности — это в ваших объятиях. Ваши объятия всегда будут безопасным и любимым местом для них, но пусть объятия станут наградой за смелое поведение, а не за непреднамеренное избегание. Вместо того чтобы чрезмерно утешать, мягко поговорите с ними о том, что вы видите. Например: «Этот воздушный шарик напугал тебя, когда он лопнул, не так ли?»

Фобии — это причудливая комбинация прошлого («Я знаю, что собаки страшные, потому что одна из них пугала меня раньше») и будущего (Я знаю, что собака укусит/воздушный шарик лопнет/монстр выйдет, когда вы выключите свет»). Верните своего ребенка в настоящее.

  • Переработайте ассоциацию.

Проблема с сильными страхами заключается в том, что они ассоциируются с сильными отрицательными чувствами и воспоминаниями. Переработайте эту ассоциацию, сочетая что-нибудь веселое или расслабляющее с тем, что вызывает проблемы. Примером того, где это может пригодиться, являются дети, которые сильно боятся грозы. Во время грозы, если ваш малыш напуган, признайте это и дайте ему понять, что это нормально. Сначала уловите это чувство (ребенок должен понимать, что вы относитесь к их страхам серьезно), затем перенаправьте – предложите ребенку посмотреть с вами забавный фильм или рисовать, слушая расслабляющую музыку. Все, что отвлекает их внимание от страшных мыслей, воспоминаний или чувств и заменяет их чем-то позитивным, поможет разбавить негативные ассоциации.

Вот пример для тех, кто боится собак:

  • Начните с книги о собаках. Потратьте некоторое время на разглядывание фотографий.
  • Переходите к пушистой игрушечной собачке. Прикоснитесь к игрушке и подержите ее вместе с ребенком.
  • Посмотрите фильм/мультфильм о дружелюбной собаке.
  • Подержите дружелюбную маленькую собачку (настоящую) и предложите ребенку посмотреть на нее.
  • Предложите ей прикоснуться к ней.⎯ Можно дать ребенку подержать маленькую собачку.
  • Предложите ребенку посмотреть на более крупную дружелюбную собаку.
  • Предложите ребенку погладить большую дружелюбную собаку.

Вознаграждения не должны быть чрезмерными, и они не обязательно должны быть материальными. Таких вещей, как время, проведенное с вами, занятие чем-то веселым или поздний подъем, может быть достаточно, чтобы заставить их поверить в себя. Все попытки заслуживают признания – результат не всегда достигается с первого раза, но за это есть и другие награды – похвала, объятия и т.д.

Важно иметь в виду, что цель состоит не в том, чтобы полностью избавиться от беспокойства, а в том, чтобы сделать его управляемым. Например, ваш ребенок все еще может немного нервничать из-за темноты или отсутствия вас, но это больше не будет мешать ни ему, ни вам. Испытывать небольшое беспокойство — это нормально. Важно понимать, что иногда мы действительно чувствуем тревогу, страх, одиночество, грусть, гнев, и что в приемлемом количестве это нормально. Если страх берет верх, то это превращается в проблему.

Не стоит лишать ребенка возможности иногда использовать тактику избегания, которая защитит их и обеспечит безопасность. Что действительно необходимо сделать, так это помочь ребенку справиться со страхом и не позволить страху влиять на его жизнь. Необходим научить ребенка, что жизнь не так страшна, как иногда кажется, и дети поистине удивительно жизнерадостные с невероятной способностью справляться, даже когда им этого не хочется.

БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

ВОВРЕМЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫМ ПСИХИАТРАМ И ПСИХОТЕРАПЕВТАМ!