Дети с СДВГ более склонны к компульсивному использованию видеоигр. дети, которые играют в телефонные игры, подвергаются повышенному риску развития СДВГ. Однако возможно, что дети могут больше играть в компьютерные игры, потому что у них уже есть симптомы СДВГ, такие как невнимательность и гиперфокусировка.

Некоторые дети могут увлечься определенной игрой или приложением, а затем отбросить их в сторону, но дети с СДВГ подвергаются более высокому риску стать поведенчески и когнитивно зависимыми от своего устройства. Это может быть поводом для беспокойства, поскольку исследователи связывают чрезмерное экранное время с симптомами тревоги, депрессии и нарушениями сна, а также ожирением.

Симптомы СДВГ и проблемы с экранным временем

Основные признаки СДВГ у детей включают невнимательность и гиперактивное или импульсивное поведение.

Невнимательность может выглядеть как трудности с:

  • Вниманием к деталям.
  • Сосредоточенность на конкретных задачах.
  • Выполнением инструкций.
  • Организованностью
  • Выполнением обязанностей по дому.

Гиперактивность и импульсивность могут выглядеть как:

  • Беспокойство и неусидчивость.
  • Физическая активность в неподходящее время.
  • Трудности в школе.
  • Чрезмерная разговорчивость.

Дети с СДВГ могут попасть в «поведенческую петлю», бездумно проверяя различные приложения для социальных сетей или стремясь достичь максимального уровня в сложной игре. Среднестатистическому человеку может потребоваться более 20 минут, чтобы сосредоточиться на задаче после перерыва, поэтому вы можете себе представить, как трудно может быть ребенку с СДВГ переориентироваться после того, как он отрывается от экрана.

Зависимость также имеет когнитивный компонент, поскольку ребенок может думать о том, чтобы получить доступ к своему телефону и пользоваться им, или зацикливаться на нем. Ребенок может испытывать беспокойство, когда садится аккумулятор, когда их телефона нет в поле зрения или, когда они не могут спать со своим мобильным телефоном ночью.

Использование экранов может привести к ухудшению симптомов психического здоровья. Согласно выводам отчета о психическом здоровье детей: дети, склонные к беспокойству, могут испытывать усиление симптомов, связанных с вовлеченностью в экран, которые в противном случае могли бы и не обостриться.

Чтобы оценить зависимость вашего ребенка от экранного времени, рассмотрите следующие вопросы.

Есть ли у вашего ребенка СДВГ

  • Подумайте об экранном времени или попросите ребенка показать, пользуется телефоном?
  • Пользуется ли ваш ребенок телефоном без причины?
  • Спорит ли с ваш ребенок по поводу экранного времени?
  • Отвлекается ли ребенок на телефон во время каких-то занятий?
  • Испытываете ли ребенок беспокойство, когда устройство выключено или находится вне досягаемости?
  • Столкнулись ли вы с трудностями в попытках сократить экранное время ребенка?

План действий

1. Создайте семейный план экранного времени

Вы можете расставить приоритеты, собрать советы, которые помогут плану сработать, и распечатать план, чтобы поделиться им со всей семьей. Вы даже можете вернуться и отредактировать его по мере взросления ваших детей и изменения приоритетов.

2. Составьте рекомендации, соответствующие возрасту

Детям до двух лет не рекомендовано времяпрепровождение перед экранами совсем.

Врачи рекомендуют, чтобы дети в возрасте 2-5 лет проводили за экраном менее одного часа в день.

Для детей старшего возраста родителям рекомендовано следить за продолжительностью использования и доступным контентом, и сокращать экранное врем в вечерние часы, чтобы обеспечить здоровый сон.

3. Установите расписание 

Установка расписания экранного времени может быть одним из способов ограничить использование детьми. Возможно, субботнее утро — подходящее время для мультфильмов. Установление расписания — это один из способов для родителей избежать споров, когда они уступают ребенку, выпрашивающему время для просмотра. Кроме того, попробуйте предупреждать ребёнка заранее, когда его экранное время подходит к концу. Это может помочь ребенку отреагировать более спокойно, чем если бы вы резко выключили телевизор или попросили его отдать вам телефон.

4. Сведите к минимуму продолжительность экранного времени

Установка определенных коротких интервалов экранного времени может помочь вам быть ответственным.

Если ваш ребенок попросит посмотреть фильм, подумайте о том, чтобы разделить его на два доступных для просмотра фрагмента.

Если они играют с планшетом во время долгой поездки на автомобиле, найдите время, чтобы сделать остановку, перекусить и побыть на свежем воздухе.

Установите в настройках своего телефона или планшета ограничение использования приложений с небольшими интервалами времени.

5. Воспользуйтесь преимуществами родительского контроля в приложениях

Проверьте свои устройства на наличие встроенного родительского контроля, который может ограничить использование по времени или ограничить нежелательный контент. Вы также можете загрузить приложения родительского контроля для различных устройств, чтобы ограничить время и отслеживать использование ребенком. Будьте в курсе последних рекомендаций, читая статьи, общаясь с другими родителями и консультируясь с детскими врачами-психиатрами.

6. Замените экранное время на физическую активность 

Физические упражнения были связаны с немедленным улучшением симптомов СДВГ. И одно недавнее исследование показало, что бОльшая физическая активность и меньшее время, проводимое за экраном, были связаны с более высокой исполнительной функцией у детей. Поэтому попробуйте заменить экранное время физической активностью, например, катанием на велосипедах или подвижными играми на свежем воздухе.

7. Создайте альтернативу

Меньшее экранное время не будет казаться наказанием, если у детей и подростков будут интересные альтернативы. День, проведенный в парке, музее или бассейне, может оказаться столь необходимым перерывом, когда ребенок зависим от гаджетов.

8. Избегайте запрета на использование

По мере взросления и в ходе образования, ребенок все чаще будет прибегать к использованию технологий и гаджетов. Если ваш ребенок сможет начать вдумчиво пользоваться компьютером, телефоном и планшетом, следить за его использованием, то это пойдет ему только на пользу по мере взросления.

9. Обратитесь за помощью

Никогда не стесняйтесь обращаться за помощью, если установление ограничений и согласование использования, по-видимому, не работают. Врачи-психиатры могут предложить когнитивные и поведенческие вмешательства, специально разработанные для лечения зависимости, и могут помочь вашему ребенку научиться альтернативным способам совладания и направления своего внимания. Они также могут помочь семьям договориться о правилах, которые принесут пользу всем и позволят отвлечься от зависимости от экранов.

Если вы не уверены, с чего начать, проведите открытый и честный разговор со своим ребенком или подростком об использовании ими гаджетов. Что им нравится в использовании планшета? Что делает их счастливыми, для чего не требуется смартфон? Найти баланс с использованием технологий может быть непросто даже взрослым. Поэтому проявите терпение по отношению к своему ребенку и подумайте, как вы можете помочь ему привить здоровые и полезные привычки использования техники.

БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! 

ВОВРЕМЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫМ ПСИХИАТРАМ!