Термин «ЗПР» — задержка психического развития – введен в 60-ые годы прошлого столетия детским психиатром Г. Е.Сухаревой при исследовании причин неуспеваемости среди школьников. Последние годы используется такое понятие, как «расстройство психологического развития».
Заподозрить (предположить) у ребёнка ЗПР могут как специалисты, работающие с детьми: врачи (педиатр, невролог, эндокринолог, логопед), воспитатели детских садов, — так и сами родители. Но только в компетенцию детского психиатра входит решение всех последующих вопросов, связанных с ЗПР:
-во-первых, психиатр определяет «трансформацию» ЗПР в развёрнутый клинико-реабилитационный диагноз. Часто за фасадом ЗПР скрываются психические заболевания, связанные с органическим поражение мозга (олигофрения и нервно-психические расстройства, шизофрения и аутизм) .
-во-вторых, психиатр проводит психотерапевтическую работу с родителями, от заинтересованности и правильного отношения которых зависит здоровье ребенка. Как известно, большинство родителей не признает отставание в развитии у ребёнка и потому либо вообще не обращаются к специалистам, занимаясь самолечением, ожидая, что ребёнок «перерастёт», либо выражают явное недоверие врачу и отказываются от реабилитации. Если родители упускают драгоценное время и не приступают к реабилитации, то у ребенка развивается социальная дезадаптация и снижается эффективность реабилитационных мероприятий.
-в-третьих, психиатр вместе с патопсихологом определяют сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, выделяет приоритетные направления в реабилитационной работе, решает вопрос о целесообразности привлечения других специалистов и коррекционных педагогов.
-в-четвёртых, психиатр назначает медикаментозную поддерживающую терапию, согласовывая её с другими специалистами.
Составляя программу реабилитации, психиатр учитывает реальные возможности ребёнка и его семьи. Конечной целью такой программы является полное восстановление психических функций ребёнка.

Берегите здоровье своих детей!
Вовремя обращайтесь к детским и подростковым психиатрам!